КПП К700 — устройство коробки, неисправности и ремонт
На тракторах «Кировец» установлена механическая, шестнадцатискоростная коробка передач (рис. 21) с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением переключением передач и механическим управлением зубчатыми муфтами переключения режимов. Особенность конструкции коробки — наличие в ней четырех многодисковых сцеплений
(фрикционов), с помощью которых осуществляется включение четырех передач. ремонт кпп к-700а и Коробки передач позволяет изменять скорость и направление движения трактора и тяговое усилие на крюке, передавать мощность двигателя через независимый ВОМ на сельскохозяйственные машины и орудия, имеющие активные рабочие органы, отключать задний ведущий мост и в случае буксировки трактора передавать вращение от колес к редуктору привода насосов и масляному насосу коробки передач. В картере коробки передач размещены: ведущий 1, промежуточный 5, грузовой 9 и раздаточный 14 валы, а также вал привода масляного насоса 26.
Ведущий вал (рис.. 22) несет на себе четыре фрикциона 3, 6, 7 и 9. Ведущие барабаны И фрикционов установлены на шлицах
ведущего вала 1, а ведомые барабаны 14, соединенные с шестернями 2, 5, в и 10, — на двух подшипниках каждый. С зубьями ведущего барабана зацеплены пять ведущих дисков трения 15; между ними расположены шесть ведомых дисков трения 16, зацепленные с зубьями ведомого барабана. Диски трения стальные, ведомые-—из стали 40ХЗМ2ФА (УСП-40) толщиной 2,94—3,00 мм, термообработанные на твердость по Бринеллю dотп=3,1—3,4; ведущие — из стали 65Г толщиной 3,52—3,60 мм (твердость — dотп=3,7—4,0), подвергнутые специальной термохимической обработке (сульфоцианированию). Диски трения свободно перемещаются по зубьям барабанов. На ступице ведущего барабана установлен нажимной диск 18, который может перемещаться в осевом направлении под действием давления масла в сторону дисков трения или под действием одиннадцати отжимных пружин 12, создающих усилие 177—237 Н (17,7—23,7 кгс) каждая, в противоположную сторону. Замкнутое пространство между дисками 18 и 19 (бустер), в которое подается масло для включения фрикциона, уплотнено с помощью двух чугунных упругих разрезных колец 17, устанавливаемых в канавку диска 19 со смещением стыка на 180° относительно друг друга, и круглого резинового кольца, расположенного в канавке на ступице ведущего барабана фрикциона.
Рис.21
На ведущем валу имеются четыре торцевых уплотнения, позволяющих подводить масло под давлением из каналов в неподвижных деталях и картере коробки передач в каналы во вращающихся деталях, установленных на ведущем валу. Через каждое уплотнение масло подводится к одному из фрикционов. Основные детали уплотнения — два одинаковых чугунных кольца 20. Кольца удерживаются от вращения усиками, упирающимися в два штифта, ввернутые в обойму 23, но могут перемещаться в осевом направлении. На наружной цилиндрической поверхности колец имеются канавки, в которых находятся резиновые уплотнительные манжеты 21. Кромки манжет прилегают к внутренней цилиндрической поверхности обоймы. Под давлением масла, поступающего к фрикциону, кольца 20 прижимаются наружными торцевыми поверхностями к торцевым поверхностям сопряженных стальных деталей (втулок, установленных на вал) — в двух крайних уплотнениях; средних дисков и шайб 22 — в двух средних уплотнениях.
Для подачи масла внутрь ведущего вала в левой части вала предусмотрена стальная втулка с четырьмя радиальными сверлениями и кольцевой канавкой. Она располагается внутри бронзовой втулки, запрессованной в стакан левой опоры вала. Сопряженные диаметры втулок равны соответственно 74,755—74,805 и 75,00—75,03 мм. Малый зазор и канавки на бронзовой втулке обеспечивают достаточное уплотнение. Ведущий вал — полый, в его внутреннее сверление с обоих концов вставлены маслопроводы 24, которые служат для подвода масла к фрикционам первой и четвертой передач. Маслопроводы уплотнены круглыми резиновыми кольцами. От осевого перемещения маслопроводы удерживаются пружинами,
установленными в выточки гаек, вворачиваемых в торцы вала. Шестерни всех фрикционов ведущего вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Шестерня 4 зацеплена с шестерней вала привода насоса коробки передач. Осевые усилия, возникающие в результате давления масла в бустерах, достигают 20 кН (2 тс) и более; замыкаются на ведущий вал с помощью двух промежуточных гаек, упирающихся в ведущие барабаны фрикционов II и III передач, а также двух гаек, упирающихся в торцы переднего и заднего фланцев.
Ведущий вал установлен в разъеме картера на двух ролико-подшипниках и одном шарикоподшипнике.
На ведомых барабанах фрикционов I и IV передач имеются тормозки-синхронизаторы, предназначенные для затормаживания
шестерен в коробке передач при остановках трактора. Под действием давления масла колодки тормозков прижимаются к ведомым
барабанам и затормаживают их вместе с прикрепленными к ним шестернями. Когда давления масла нет, пружины отводят колодки
от барабанов. Необходимость в установке тормозков-синхронизаторов вызывается способностью фрикционов, работающих в масле,
передавать некоторую часть мощности двигателя (в выключенном состоянии) вследствие «склеивания» дисков трения попадающим на
них маслом. Это приводит к вращению шестерен ведущего, промежуточного и грузового валов, а когда режим включен, может
привести к самопроизвольному движению незаторможенного и ненагруженного трактора.
Промежуточный вал 5 (см. рис. 21) установлен в картере коробки передач на двух роликоподшипниках и одном шарикопод-
шипнике. На шлицах вала имеются семь шестерен 2, 3, 4, 21, 22, 23и 24.Шестерни 3, 4, 22и 24находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала; при включении фрикционов вращение через них передается от ведущего вала промежуточному.
рис.22
Грузовой вал 9 опирается на два шарикоподшипника и один роликоподшипник. На валу имеются пять шестерен 6, 7, 8, 17 и 19. Шестерни 6 и 19 установлены на двух шарикоподшипниках каждая и имеют два зубчатых венца — один с наружными, а другой—с внутренними зубьями. Между шестернями на шлицевой втулке находится режимная зубчатая муфта 20, имеющая три фиксированных положения; нейтральное, включения первого или третьего режимов (перемещение муфты влево до соединения с шестерней 19), включения второго или четвертого режимов (перемещение муфты вправо до соединения с шестерней 6). Шестерня 17 также установлена на грузовом валу на двух шарикоподшипниках и име-
ет два зубчатых венца. Она находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода и с помощью зубчатой муфты 18 может соединяться с валом. Шестерня 17 вращается в направлении, противоположном вращению шестерен 6 и 19. Шестерни 7 и 8 установлены на шлицах грузового вала и постоянно зацеплены с шестернями 10 и 13 раздаточного вала. Детали, расположенные на грузовом валу, удерживаются от осевого перемещения гайкой и контргайкой, навинченными на левый, резьбовой конец вала, и буртиком — на правой стороне. Правый опорный ролико-подшипник удерживается на валу стопорным кольцом.
Раздаточный вал состоит из двух валов. На левом валу 14 на шарикоподшипниках установлены шестерни 10 и 13, имеющие по два зубчатых венца каждая. Между ними на шестерне 12, сидящей на шлицах вала, находится зубчатая муфта 11, имеющая два положения; правое (I и II режимы) и левое (III и IV режимы). Вал 14 опирается на картер через роликовый и шариковый подшипники. Правый вал 16 через шарикоподшипник и стакан опирается на картер, а через игольчатый подшипник — на выточку в левом валу. Валы соединяются только с помощью зубчатой муфты 15, по этому при правом положении этой муфты мощность двигателя на правый вал и на задний ведущий мост не передается. При левом положении муфта 15 соединяет валы, они вращаются как одно целое, и мощность двигателя передается на передний и задний ве-
дущие мосты.
Вал 26 привода масляного насоса коробки передач расположен в разъеме между верхней и нижней половинами картера. На валу на шарикоподшипниках установлены шестерни 27 и 29, которые могут соединяться с валом 26 подвижной зубчатой муфтой 28.
Шестерня 29 постоянно зацеплена с шестерней ведущего вала, а шестерня 27 — cпромежуточной шестерней заднего хода. В правом
положении муфта 28 соединяется с шестерней 29, и вращение на вал передается от работающего двигателя. В левом положении муфта соединяется с шестерней 27, и тогда вращение на вал передается от колес при движении трактора. В это положение муфту устанавливают при буксировании трактора для приведения в действие насоса коробки передач, насоса гидросистемы управления поворотом трактора и чтобы завести двигатель. От вала привода насоса вращение через конический редуктор 31 и вертикальный валик 30 передается масляному насосу коробки передач, а через червячную передачу 25 и гибкий валик — тахоспидометру.
рис.23
Гидравлическая система коробки передач (рис. 23) служит для включения фрикционов четырех передач 15, 16, 17 и 18, фрикциона
13 соединительной муфты ВОМ и двух тормозков-синхронизаторов 12; для смазывания под давлением сборочных единиц и деталей, расположенных на ведущем валу 20, полужесткой муфты с редуктором привода насосов 22 и соединительной муфты ВОМ; для охлаждения масла, циркулирующего в радиаторе 23. Рассмотрим устройство основных сборочных единиц гидравлической системы коробки передач.
Шестеренный гидронасос 14 — односекционный, приводится в действие от вертикального валика через шлицевую втулку 16 (рис.24), передающую вращение валику 1 и сидящей на его шлицах ведущей шестерне 6. С шестерней 6 зацеплена ведомая шестерня 12, свободно вращающаяся на игольчатом подшипнике на оси 13. Верхняя часть 3 корпуса насоса, верхняя плита 4, средняя часть 5 корпуса, нижняя плита 7, нижняя часть 8 корпуса обработаны вместе под призонные шпильки 15, поэтому при разборке насоса не подлежат разукомплектованию. Насос обеспечивает подачу не менее 60 л/мин при частоте вращения 1900 мин-1 (1900 об/мин) и противодавлении 900—950 кПа (9, 0—9. 5 кгс/см2).
Клапанная коробка гидросистемы (см. рис. 23) состоит из трехперекидных золотников 6, 19 и 21, которые под действием давления масла свободно перемещаются в своих каналах. Эти каналы сообщаются с каналами, ведущими от золотника переключения передач к фрикционам.
Гидроаккумулятор представляет собой цилиндр, в котором установлен поршень, находящийся под воздействием пружины. При заполнении гидроаккумулятора поршень, сжимая пружину, перемещается, освобождая объем для масла (450 г). При падении давления во фрикционе поршень под действием сжатой пружины выталкивает находящееся в гидроаккумуляторе масло во фрикцион.