Критерии выбора репетитора: как не ошибиться? - Такси №1

Критерии выбора репетитора: как не ошибиться?

На волне массового снижения успеваемости и введения ЕГЭ и ОГЭ выросла целая армия репетиторов. Появилось множество сайтов, которые подберут вам репетитора по любому предмету по вашим критериям.

Как же из такого количества репетиторов выбрать одного, самого лучшего, который поможет вам добиться заявленных вами результатов? На что надо обращать внимание в первую очередь?

Я всегда была против репетиторства

При советских школах не было репетиторов. Вернее, некоторые учителя может и занимались дополнительно с учениками за деньги, но это было негласно, такие вещи сохранялись в тайне. У каждого учителя были часы для дополнительных занятий, которые оплачивались государством. И поэтому считалось, что надобности в репетиторстве нет.

Началось всё с того, что дополнительные часы учителям отменили. А затем стали перекраивать программы и учебники, внедрять новые методики. В результате мы имеем полную деградацию всей системы образования, в которой большинство учеников «априори» не могут быть успешными (подробнее об этом в другой статье).

Однако я до последнего верила, что хороший учитель может сделать так, чтобы каждый его ученик получил прочные знания и умения. И чтобы родителям не надо было тратить деньги на дополнительные занятия. Я старалась как могла. Искала и изучала разные методики, при подготовке к урокам использовала дополнительную литературу. Всё, что находила, применяла на практике и отслеживала результаты. Но оказалось, что всё это был «мартышкин труд».

В современной школе большинство учеников "априори" не могут быть успешными

В современной школе большинство учеников «априори» не могут быть успешными

Прошло достаточно много времени, когда я поняла, что как бы ни был хорош учитель и как бы он не старался, есть много внешних факторов, по которым невозможно научить всех детей. В условиях нашей современной школы всегда будут дети (и немало), которые не смогут усвоить школьную программу.

Индивидуальный подход — вот тот волшебный ключик, за которым родители стали обращаться к репетиторам и который действительно приносил результаты. И я тоже стала подрабатывать репетиторством, радуясь тому, что помогаю пусть не намного, но увеличить количество успешных учеников.

Не так давно я ушла из школы, потому что поняла, что школе, как государственному учреждению, мои знания, опыт и способности не нужны. Они нужны отдельным детям и их родителям.

Сейчас я работаю на себя. Занимаюсь репетиторством, собираюсь в будущем открыть свой центр, где каждый ребёнок получит качественную помощь, чтобы стать успешным в школе и в жизни.

Репетиторство — это большой труд

Став репетитором онлайн, я сразу поняла, что это большой труд. Надо готовиться к каждому занятию, используя весь свой опыт, дополнительные материалы, творчески подходить к проведению самого занятия. Совмещать работу в школе и репетиторство очень тяжело, если подходить и к той, и к другой работе качественно.

Общение с ребёнком один на один — это совсем непохоже на общение учителя с классом. Тут педагог обязан не просто передать знания, но и получить от ребёнка обратную связь. Здесь нельзя просто дать задание и проверить его. Надо работать вместе с ребёнком, аккуратно и грамотно помогая ему в выполнении этих заданий.

По-другому положительных результатов вы не получите. Или положительные результаты будут носить временный характер.

Общение с ребёнком один на один отличается от общения учителя с классом

Общение с ребёнком один на один отличается от общения учителя с классом

Кто и почему идёт в репетиторы?

На самом деле в репетиторы сейчас идут все, кому не лень. В основном, это молодые педагоги, студенты, педагоги на пенсии. Встречаются воспитатели ГПД (групп продлённого дня).

Во-первых, это неплохой заработок, особенно для тех, кто занимается подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.

Во-вторых, это работа проще, чем в школе, в том плане, что не надо тетрадки проверять (а если и надо, то у одного, а не у тридцати человек), не надо проводить воспитательную работу, занятия можно проводить по своему представлению, а не так, диктуют ФГОСЫ или методисты.

Ну, а в-третьих, нет ответственности. Даже если результаты получились на выходе невысокие или их совсем нет, ну что ж, бывает. Деньги-то уже получены. А причин тому, почему не получилось, можно придумать множество.

Цель настоящего репетитора - решить проблему, с которой к нему обратились

Цель настоящего репетитора — решить проблему, с которой к нему обратились

Вот таких репетиторов, которые так рассуждают, и надо бояться. Но как избежать встречи с ними? По каким критериям можно с большой вероятностью определить, перед вами настоящий репетитор, для которого главная цель — помочь ребёнку решить его проблему, или нет?

Видимые приметы настоящего репетитора

Как я уже говорила, сейчас есть множество сайтов репетиторов. Именно там большинство родителей и ищет репетиторов. Неважно, будете ли вы сами искать на сайте репетитора или его подберёт вам менеджер сайта. На что все обычно обращают внимание? На то, что мы видим в анкете:

1. Фотография. Если вы умеете читать характер человека по фотографии, это здорово. Хотя понятно, что репетитор, размещая свою фотографию на сайте, выбирает ту, где он выглядит в «лучшем свете». К тому же фотография ничего не расскажет о профессиональных качествах репетитора (мел в руке и доска за спиной — не в счёт).

2. Возраст. Молодые специалисты более мобильные, энергичные. Зато опыт несомненно приходит с возрастом и стажем работы. Вспоминая себя в начале карьеры и сравнивая с собой сегодняшней, это два разных человека. Но не всё так просто. Среди молодых педагогов есть те, которые готовы к постоянному развитию, это ищущие творческие люди. У таких и результаты будут хорошие. Люди более старшего возраста менее готовы к переменам, большинство из них не будет подстраиваться к ситуации.

3. Стаж работы и образование. Эти две вещи на самом деле ничего вам не скажут об опыте репетитора. Можно иметь 20 лет педагогического стажа, но при этом не заниматься непосредственным обучением детей. Если вы хотите подобрать репетитора по истории, уточните, сколько лет этот репетитор работал именно учителем истории. То же и с образованием. Оно должно быть педагогическое! А вот высшее или среднее — неважно. Я до сих пор помню, как к нам в школу пришла работать девочка после пед. училища. На первом же своём открытом уроке она нас просто поразила. Мы все, даже матёрые учителя, сидели открыв рты. И не смотрите на категории — 1-я категория, высшая категория. Не буду рассказывать, как их получают, но к профессионализму они имеют очень отдалённое отношение.

4. Отзывы. Это вообще очень субъективная оценка. Не стоит на основании отзывов делать какие-то выводы о том, хороший репетитор или плохой.

5. О себе. В анкете репетиторы пишут дополнительно о своих результатах, о том, какими они методиками владеют, как они внимательны, добры и пунктуальны. Этот раздел я бы вообще оставила без внимания, так как всё то, о чём там написано, можно проверить только при личном контакте с репетитором.