Кто такой нейропсихолог и зачем он нужен ребенку?
Детская психология и нейропсихология в принципе изучают одно и то же — психическое развитие ребенка, его познавательные процессы и социальные навыки. Однако нейропсихология использует более узкий подход, основанный на взаимосвязи работы мозга и высших психических функций. К ним относят внимание, мышление, речь, письмо, счет, воображение, восприятие, эмоции, пространственную ориентацию, произвольные движения.
Высшие психические функции — это сложные системы, состоящие из множества компонентов. Каждый из этих компонентов связан с работой определенных отделов головного мозга и вносит свой особый вклад в работу всей системы. Если какой-то компонент недостаточно развит, у ребенка могут возникать трудности с письмом, счетом, памятью.
Задача нейропсихолога — найти слабые звенья и проработать их с помощью разных методов и приемов: от игр с мячом до решения головоломок.
Например, у ребенка плохой почерк. Как обычно решается эта проблема в педагогике? Ребенок многократно работает с прописями: повторяет крючки, палочки, кружочки, чтобы довести навык письма до автоматизма. Но если это не дает результатов, можно обратиться к нейропсихологу детского в москве. Он проведет диагностику и выяснит, из-за чего у ребенка не получается писать ровно и красиво.
Может быть, ему трудно регулировать напряжение или расслабление руки, переключаться с одного элемента на другой, удерживать строку или концентрировать внимание на букве. Важно определить слабое звено и проработать его на уровне мозговых функций. Тогда почерк станет намного лучше.
С какими проблемами можно обращаться к нейропсихологу?
Речевые задержки в младшем возрасте
Сначала нужно обратиться к логопеду. И только если занятия с ним не дадут результатов, есть смысл проконсультироваться с нейропсихологом. Он поможет понять, почему звуки не автоматизируются: какой мозговой механизм недостаточно сформирован, из-за чего ребенку сложно овладеть речью.
Моторная неловкость
Ее называют синдромом неуклюжего ребенка, или диспраксия. Ребенок регулярно задевает окружающие предметы, врезается в людей, неаккуратно ест, тяжело справляется с застежками и пуговицами.
Трудности с концентрацией внимания
ребенок постоянно отвлекается на сторонние раздражители;
не доводит начатое до конца;
часто «перепрыгивает» с одного дела на другое или, наоборот, не может переключиться на что-то новое.
Такие дети обычно быстро истощаются и устают, нередко могут быть перевозбуждены или рассеяны.
Проблемы с памятью
ребенок не помнит, что сегодня изучали в школе;
забывает имена одноклассников;
не может выучить таблицу умножения;
не помнит, что нужно было купить в магазине или принести из соседней комнаты.
Трудности с письмом, чтением и счетом у школьников
ребенок с трудом считает в пределах 20, 50, 100 (в зависимости от возраста);
испытывает сложности с простыми арифметическими действиями при переходе через десяток;
пишет зеркально цифры и буквы («Ǝ» = Е, «6» = 9);
пропускает, переставляет местами или заменяет буквы в словах («болшая», «бятел»);
склеивает слова или разделяет их («этонаш», «д ва»);
не дописывает окончания («на ветка»);
не умеет держать строку при письме и чтении;
испытывает сложности с нахождением начала строки.
Сюда также относят трудности с самостоятельным выполнением учебных и домашних заданий.
Нередко о таких детях думают, что они ленивые или недостаточно умные. Однако это не так. Из-за особенностей психики им нелегко дается освоение школьных навыков. Такой процесс требует от них больших энергозатрат.