Маркетинг в медицине — особенности, проблемы и рекомендации
Здравоохранение и маркетинг идут рядом совсем недавно. маркетинговое исследование в медицине традиционно применялся эпизодически в форме опроса клиентов или анализа спроса. С тех пор, как на рынок вышли множество частных медицинских центров, предоставляющих высококвалифицированную помощь населению и разный уровень клиентоориентированности, появилась необходимость обратить на внимание на маркетинговую стратегию продвижения и этой сфере. Начинающий специалист может столкнуться с такой проблемой маркетинга в медицине, как отсутствие наработок, экспериментов и вообще опыта продвижения данной культуры в России. Почему такое происходит? Причиной является недолгий период развития маркетинга в сфере здравоохранения. Аудитория тоже не всегда готова к адекватному восприятию стимулирующих мероприятий, т. к. к продуктам со скидкой уже привыкли, но когда предлагают скидку на медицину, это часто внушает сомнения. Аналогично можно сказать и о других маркетинговых активностях. Благодаря зарубежному опыту, крупным международным игрокам на рынке здравоохранения, необходимость маркетинга в медицине остро ощущается и активно внедряется и в России. Для чего это необходимо? Системный маркетинг в медицине позволяет определить драйверы спроса, переориентировать товары и услуги так, чтобы были удовлетворены потребности клиентов, при этом оптимизировать затраты за счет эффективной сбытовой политики. Все это крайне необходимо на рынке с возрастающей конкуренцией и ростом производственных издержек.
Все виды маркетинга в здравоохранении охватывают такие категории, как услуги, учреждения, специалисты, идеи. Цели В медицинской сфере перед маркетингом ставятся следующие задачи: изучение рынка товаров (лечебно-профилактические препараты и изделия), выявление трендов и построение прогнозов развития; корректировка имеющихся стратегий в плане оказания лечебно-профилактических услуг; разработка новых товаров и услуг для удовлетворения имеющегося спроса. Принципы медицинского маркетинга Управление маркетингом в области здравоохранения строится на определенных принципах: подробное исследование рынка (препараты, услуги, специалисты и др.); выделение рыночных сегментов (все потребители делятся на группы по значимым для медицинской отрасли критериям); гибкость процессов производства и сбыта в зависимости от изменения спроса; технологии и инновации (сфера медицины должна идти в ногу со временем в плане каналов взаимодействия с клиентами, системы управления); формирование плана производства, сбыта и продвижения. Направления деятельности Маркетинговые мероприятия имеют перед собой следующие цели: анализ рынка и построение прогноза; выбор наиболее эффективных методов воздействия на сегменты рынка; разработка адекватной ценовой политики; информирование; формирование плана маркетинга. Анализ рынка подразумевает прежде всего изучение отчетов по продажам медицинских препаратов и изделий, услуг. Параллельно с анализом статистики ведется просветительская работа для формирования потребности населения в здоровье.