Мозаичное панно - Такси №1

Мозаичное панно

Прежде чем вести разговор о видах мозаичных панно, необходимо разобраться с тем, что понимается под словами панно и мозаика, смысл которых понятен интуитивно, но на самом деле требуются некоторое пояснение.

О происхождении понятия «мозаичное панно»

Значение слова панно происходит от французского «panneau», которое в свою очередь восходит к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под словом панно понимается обычно произведение декоративного характера, предназначенного для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям можно отнести: барельеф, резную или лепную композицию. Таким образом, основной признак панно – его неперемещаемость и определенная монументальность, и как следует из латинского значения слова – похожесть на кусок ткани, то есть вставка на стену. Слово моза́ика происходит от французского «mosaïque», а также итальянского «mosaico», восходящего, в свою очередь, к латинскому (opus) musivum — произведение, посвящённое музам. Мозаика – это декоративно-прикладное (относящееся к виду искусства, имеющему двоякую функцию: эстетического наслаждения и утилитарную, практическую) и монументальное (имеющее большой формат и связанное с архитектурой или интерьером) искусство. Мозаика достаточно разнородна по использованию материалов: это могут быть закрепленные на поверхности цветные камни, смальта, керамическая плитка или другие материалы.  Таким образом мозаичное панно – это крупная панель со вкраплениями кусочков разноцветных материалов, образующих смысловой рисунок или узор и выполняющая эстетическую функцию или утилитарную. Иногда под мозаичностью понимают собрание разнородных элементов, образующих некое целое, в отдельности ничего из себя не представляющих, в целостности же создающие нечто особенное и цельное.

История возникновения мозаики
История возникновения мозаики восходит к четвертому тысячелетию до нашей эры, приблизительно ко второй его половине, времени развития государства шумеров. Если проследить далее (но только гипотетически), то, скорее всего, мозаика возникла из детской игры, развития способности первобытного человека к комбинированию различных материалов и выкладыванию из них изображения, первично, очень простого, из однородных предметов. Но, позднее, с развитием интеллекта, они приобретали более сложную форму, от ахроматической (исполненной в одной цветовой гамме) до полихромной (многоцветной). Первично, мозаика носила утилитарную функцию – функцию защиты облицовываемых поверхностей от атмосферных или других неблагоприятных воздействий. С освоением различных материалов, совершенствованием техники их полировки, развитием стекольного дела, а также с разработкой техники окрашивания стекла, она становилась все более и более усложненной. В этой статье, посвященной мозаичным панно, мы коснемся только вопросов техники работы с мозаикой, рассмотрим ее основные виды и, частично, эволюцию и современные работы. 

Эволюция техники  создания мозаичных панно

Техника мозаики сложна компоновкой разнородных элементов в единое целое, чтобы из отдельных мелких элементов выложить картину и в определенной цветовой гамме требуется большое мастерство.

Возникновение мозаики

На первоначальном этапе развития мозаик (как мы предполагаем) разнородные элементы не фиксировались друг с другом, то есть это была в большей степени детская игра, или один из способов познания мира. Для компоновки разнородных элементов в единое целое необходимо развитие комбинаторного мышления, определенных, достаточно высоко развитых навыков обработки материалов, поэтому первоначальные образцы дошедшей до наших времен мозаик носят примитивный характер. У шумеров мозаика составлялась из наиболее доступного для них материала – обожженных глиняных палочек, которые также закреплялись на глиняном растворе, из них формировался геометрический орнамент. Известны обрамления колонн по этому методу из города Ура. Какую функцию выполняли эти мозаики можно только предположить, возможно, утилитарную – предохранение цоколя колонн от выветривания, а скорее – чисто эстетическую, связанную с функцией своеобразного оберега в использовании геометрического орнамента. С усложнением техники появляются набранные из мозаики полы, богато инкрустированные шкатулки («Штандарт Ура»), мебель. Так или иначе, это только предыстория возникновения мозаичных панно. К ранним этапам развития этого древнего искусства можно отнести галечные орнаменты из мозаики, датируемые 8 веком до нашей эры из Ассирии.

Мозаичное панно в античности

Постепенно техника усложнялась и уже в достаточно развитых формах встречается в античности. Первично в античности использовалась необработанная галька, затем осваивается техника шлифовки камня, его обработки и только в дальнейшем – цветного стекла, что позволило создавать не только красивейшие, но и реалистичные панно из мозаики. Составление мозаики – чрезвычайно сложная и кропотливая работа, чтобы познакомиться с ней ближе – необходимо разобраться с тем, какие материалы могут быть использованы для ее создания.

Стекло и смальта

Один из основных материалов – это стекло, позволяющее создать тончайшие цветовые переходы, обыграть струение и игру света внутри мозаичных панно. Кроме того, стекло устойчиво к воздействию влаги, агрессивных жидкостей и сред, перепадам температуры. Панно, выполненные с использованием стеклянной мозаики, надежно защищают поверхность стен и дарят эстетическое наслаждение. Стеклянная мозаика выпускается на настоящий момент в различных видах: это могут быть пластинки, округлые или каплевидные элементы. Стекло позволяет варьировать не только структуру, но и степень окраски, то есть возможность работы с полутонами и чистыми цветами, а также иметь различную степень матовости или прозрачности. Панно из стеклянной мозаики широко используются в декорировании как интерьера (ванные комнаты, бассейны), так и экстерьера (панно на фасадах зданий или внутренних двориков). Следующий, наиболее известный материал – смальты – цветные непрозрачные стекла, обычно, квадратной формы со слегка скошенными углами и слегка текстурированной внутренней поверхностью и шлифованной наружной. Смальты могут быть позолоченными, имеющими различные вкрапления, они позволяют добавлять в общий рисунок разнообразные эффекты и часто заменяют стекло, поскольку в силу своей прозрачности, полностью стеклянное мозаичное панно будет очень ярким, стекло очень чувствительно к расположению во внутреннем убранстве или экстерьере.