На что смотреть при выборе подержанного грузовика…
Всё можно сделать если только хотеть …главное чтобы это было экономически оправдано! Это пожалуй первое и самое важное правило при покупке грузовой техники.
По моему при покупке подержанного грузового авто в первую очередь стоит смотреть на общую совокупность факторов которые могут потянуть за собой ремонт и хотя бы примерно предоставлять в какую сумму он встанет а так же кто и где это будет делать. Ведь грузовик это коммерческая техника и никто не будет без причины продавать машину которая приносит деньги.
Двигатель:
Должен быть без видимых подтёков жидкостей с лёгким налетом пыли говорит о том что все прокладки меняли вовремя. Если двигатель турбированный то стоит заглянуть в патрубок перед впускным коллектором проинспектировав на предмет наличия масляного налета который говорит о том что турбина скоропостижно умирает.
Пуск холодного двигателя не должен сопровождаться долгими прокрутками стартером или впрыскивание эфира в коллектор перед попыткой запуска. Если в конструкции дизельного двигателя предусмотрены свечи накаливания то они должны работать, в противном случае пуск мотора уже при температуре около ноля станет затруднительным. Без свечей накаливания или если они не работают первые пару минут двигатель может подтраивать и дымить чуть сизоватым с сильным запахом не сгоревшей солярки, как только ЦПГ немного нагреется всё придёт в норму.
Не лишним будет заглянуть в расширительный бачок охлаждающей жидкости и убедиться что там нет возникающих пузырей, масляного налёта. Оба этих фактора говорят о прогоревшей прокладке, или возможной трещине в головке блока цилиндров.
В принципе можно перебрать двигатель и своими силами, вполне может даже получится что дешевле и качественней… Потому как в СТО чаще встречаются «специалисты» с 3-мя классами церковно-приходской школы которые пишут «копеталка» и искренне веруют что главные инструменты моториста это молоток побольше и метровый вороток из торсиона. Момент затяжки ГБЦ такими мастерами обычно определяется потерей свежести воздуха вокруг затягивающего а если что-то не закручивается или не встаёт на место, то по их мнению стоит хорошенько ударить высокоточным кувалдометром.
ТНВД и форсунки:
И то и другое подлежит ремонту или замене на аналогичные если старые хозяева уже укатали их до смерти. Ремонт простой мех. аппаратуры обычно обходится в разы дешевле чем починить Common Rail или насос-форсунки. Не стоит стараться произвести ремонт форсунок или топливного насоса «на коленке» без соответствующего оборудования потому как это может повлечь за собой целый ворох негативных последствий начиная от плохого пуска и большого расхода и заканчивая повреждением цилиндро-поршневой группы. Лучше отдать всё в руки профессионалов у которых стоят специальные стенды для проверки и настройки.
Рама:
В случае искривление правится хотя дело это не простое и поэтому очень не дешёвое. Трещины засверливаются и провариваются, после дополнительно устанавливаются вставки в раму или навариваются косынки.
Очистка места повреждения от грязи и краски
«Разделка» трещины для создания канавки под сварочный шов
Проварка трещины в раме
Выравнивание места сварки
Установка и проварка усиливающей накладке в месте ремонта.
Поперечины рамы тоже варятся продажа грузовых автомобилей но если есть возможность лучше всё же менять на новые усиленные или после ремонта дополнительно усилить самому .
Всё так же как с рамой…очищаем, провариваем
Усиливаем конструкцию косынками.
Кабина:
Если кривая то всё конечно делается как и легковушечная кузовня но зимой ездить а тем более ночевать в такой «собачьей будке» которая продувается всеми ветрами то ещё удовольствие. И конечно же стоит помнить что грузовой автомобиль сможет заехать не в каждый бокс кузовного ремонта.
Коробка передач:
Частенько данный агрегат перебирается самими же хозяевами грузовиков (при условии рук растущих откуда надо и возможности достать запчасти). Но стоит помнить что КПП грузовика весит в разы больше чем у легкового автомобиля а значит снять и поставить её будет более затруднительно, возможно понадобится лебёдка или таль.
Мост:
Текущие сальники можно поменять и своими силами. Пятно контакта редуктора регулируется у специалистов, желательно при этом поменять и подшипники чтобы не разбирать дважды и более. А вот гнутый или варенный в месте посадки подшипника чулок подкинет проблем новому владельцу. Обычно с такими дефектами данная запчасть подлежит замене но ушлые продавцы могут об этом умолчать.
Передняя балка:
Разбитые шкворневые втулки и закисшие пальцы это не такая и большая проблема. А вот разбитое отверстие посадки шкворневого пальца в самой балке может вылиться в её замену. Можно конечно найти где завтулят, но это лотерея, в итоге могут промахнуться с углом наклона или ухо после завтуливания может лопнуть после очередной кочки и вы останетесь на пару тысяч км от дома посреди тайги в мороз.
Подвеска:
Коммерческая техника у многих ездит с перегрузом и это негативно сказывается не только на раме но и на подвеске автомобиля. Часто можно встретить грузовики у которых лопаются или проседают рессоры но хозяина это мало волнует потому что он уже мысленно продал машину и поэтому старается выжать перед продажей из неё всё и сделать минимум вложений.
Так же нередко встречаются оторванные крепления амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости поэтому при выборе грузового авто стоит внимательно присмотреться к этим узлам.
Тормоза:
Стоит сразу убедиться что они не заглушены а так же что машина вменяемо ведёт себя при торможении. Если тормоза пневматические или пневмо-гидравлика нужно убедиться что нигде не шипит воздух при всех режимах работы, в противном случае можно напороться на техконтроль и уехать на штрафняк. Так же стоит сразу посмотреть за какое время компрессор задувает ресивера до нужного давления и как быстро это давление теряется при торможении потому что есть возможность напороться на полуживой компрессор .
Ручник неотъемлемая часть грузовика и поэтому стоит сразу убедиться что он работает дабы в случае возможных неисправностей не бегать вдоль склона у дороги в поисках «чего бы сунуть под колесо». Так же если в дороге у вас что-то случится с передними тормозами вы сможете добраться до цивилизации передвигаясь «пердячим паром» и оттормаживаясь КПП и ручником.
Электрика:
Водитель в машине которого неисправна электрика рискует как остаться со сгоревшим остовом от грузовика. Так же велика вероятность попасть в ДТП по причине того что при торможении не горели стопы, или допустим ночью на трассе перед поворотом внезапно отвалилась скрутка, погасли фары и вы не рассчитав уехали мимо поворота.
Не раз я встречал «вскипяченные» двигатели по причине неработающего датчика температуры ОЖ в связи с обрывам или КЗ. Отсутствие зарядки с генератора приведет к тому что вы в один прекрасный момент не сможете завестись после остановки в каком нибудь безлюдном запиндыке. Тоже самое и с неработающим датчиком уровня топлива, никогда нельзя быть абсолютно уверенным что вам хватит того что было в баке на момент выезда.
Колёса:
Да в принципе это расходник но покупка комплекта колёс на грузовой автомобиль может серьёзно ударить по вашему бюджету. Лучше если сразу на машине будут стоять колёса у которых как минимум остаток 50% для того чтобы вы смогли нормально обкатать технику и устранить другие неисправности прежде чем покупать резину. Ведь лопнувший центральный болт рессоры или неправильно выставленное схождение поспособствуют тому что ваша свежекупленная резина скоро дойдёт до состояния «лысая как колено».
Ещё одним фактором стоит учесть то куда вы собираетесь ездить на грузовике. Если это карьеры и дороги больше напоминающие направления то стоит подобрать более жесткую резину с крупной шашкой и жёсткой боковиной, если же вы не собираетесь съезжать с асфальта то на переднюю ось можно поставить «дорожку» которая будет менее шумной а так же позволит немного сократить расход топлива за счёт меньшего сопротивления качению.