«ОЛЕГ, ГДЕ МАКЕТ?», ИЛИ КАК ЗАКАЗАТЬ ЛОГОТИП И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ - Такси №1

«ОЛЕГ, ГДЕ МАКЕТ?», ИЛИ КАК ЗАКАЗАТЬ ЛОГОТИП И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ

В любой сфере человеческой деятельности есть свои секреты, а значит и потенциал для обмана потребителя. Как показывает опыт, никакие запретительные меры, сертификация и прочие методы законодательного регулирования не спасают потребителя от некачественных товаров и услуг. А спасает только собственная информированность. Только когда сам потребитель понимает, что именно он должен получить за свои деньги, он будет защищен от обмана, а рынок в свою очередь будет подстраиваться под новый уровень запросов. Мы же не купим гнилое яблоко, а продавцы его не предложат. Если нам скажут, что такие яблоки в тренде, мы посмеемся, а если незаметно подсунут испорченное, больше к этому продавцу не придём. Так и в сфере айдентики и графического дизайна. Чтобы заказать логотип и не разочароваться в результате, нужно понимать, что мы покупаем. Знать, что есть критерии качества и какие способы обмана существуют. Давайте попробуем рассмотреть «подводные камни», которые могут вас поджидать при том, как заказать логотип.

ПРОДАЖА СТОКОВОЙ КАРТИНКИ ЗА ЦЕНУ НОРМАЛЬНОГО ЛОГОТИПА

Логотип заказывают для того, чтобы компания/бренд стали узнаваемыми. Никому не захочется, чтобы его путали с конкурентами. Однако есть исполнители (не поворачивается язык назвать их дизайнерами), которые предлагают заказчикам изображения со стоков под видом оригинальной разработки. Если вам честно сказали, что это изображение взято в сети, лицензия на его использование выкуплена, тогда всё в порядке. Такая работа будет стоить дешевле, потому что фактически не является разработкой логотипа. Такую услугу можно оценить, как, например, совмещение текста с изображением, подбор изображения и т. д. Цена на неё не должна превышать 300-500 руб. Дальше решать вам: сэкономить деньги и принять риск встретить кого-то с таким же лого или всё-таки настаивать на оригинальной разработке, но потратить чуть больше.

Гораздо хуже, когда исполнитель выдает стоковую картинку за свою.

Недавно в соцсетях появился пост: автор просил помочь выбрать из двух вариантов логотипа лучший. Внимание участников группы, в которой появился пост, привлекло то, что оба варианта были весьма непривлекательны. Оказалось, что так называемые логотипы были сделаны так: к популярной стоковой картинке был добавлен текст с названием бренда и всё. Шрифт тоже из готовых, довольно узнаваемый. Такой логотип заказчик мог сделать себе сам бесплатно. Нужно было скачать картинку и добавить к ней текст в любом графическом редакторе. Деньги за это исполнитель запросил приличные, такие суммы берут за оригинальные разработки, которые делают на основе анализа стилей конкурентов и предпочтений ЦА.

Как должно быть: разработкой логотипа называется такая услуга, когда дизайнер сам придумывает и воплощает эскиз вашего будущего логотипа.

Как проверить: на все 100% уберечь себя от ошибки трудно. Но можно постараться. Рекомендую всем делать такую проверку перед тем, как подписать акт сдачи-приёмки логотипа.

  1. Проверьте наличие похожих вариантов через «Поиск по картинке» Google и Яндекс. Лучше и тем, и другим: так вероятность найти похожую картинку возрастает, поскольку алгоритмы поисковиков немного отличаются.
  2. Попросите оценить логотип в тематических группах в соцсетях или на форумах дизайнеров. Обычно участники с удовольствием бросаются разбирать по косточкам то, что делают коллеги. И они хорошо знакомы с ассортиментом стоков и готовым клипартом.
  3. Попросите у дизайнера эскизы. Никто не работает сразу начисто. Если у дизайнера есть эскизы, нарисованные от руки или файлы с черновыми вариантами, это весомое доказательство, что разработка оригинальная. Доказательство весомое, но не абсолютное. Если речь идёт о большой сумме, и исполнитель попросил дать ему время на подбор эскизов, он может подготовить подделку.
  4. Если вы знаете, что были использованы стоковые изображения и готовые шрифты, требуйте у дизайнера передачу лицензии (если она у него выкуплена) или позаботьтесь о приобретении лицензии сами.

ПЕРЕПРОДАЖА ЛОГОТИПА, КОТОРЫЙ УЖЕ БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН

Ни один уважающий себя дизайнер не станет перепродавать работу, которую уже кому-то отдал. Но ведь есть и не уважающие. А такие могут попытаться продать работу дважды. Да, название компании можно заменить, но при этом композиция и стиль останутся такими же, как у кого-то ещё. Если вас посвятили в условия игры, тогда хорошо. В конце концов, вы можете обсудить правки, оценить возможность компромисса между похожестью на других и сэкономленными деньгами. Но если вам продали чей-то лого по цене оригинальной разработки — это мошенничество. Здесь уже могут возникнуть проблемы не только с дизайнером, но и с той компанией, которая первой купила этот логотип.

Как должно быть: переработка уже проданного кому-то варианта не является разработкой логотипа. По стандартному договору все права на логотип переходят к заказчику. Если договор не заключается, то права по закону об авторских правах автоматически остаются у автора.

Как защититься: см. пункты выше — проверяйте изображение на оригинальность. И заключайте договор. Если для вас создали оригинальный логотип, вы защитите свои права на него. Если же вас обманули, возникли тяжбы с другой компанией, у вас будет на руках доказательство того, что вы тоже заказали разработку, сами ничего не присваивали, а значит, виноват исполнитель.

ИЗОБРАЖЕНИЕ, СОБРАННОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ХОРОШО УЗНАВАЕМЫХ ЛОГОТИПОВ

Некоторые исполнители слишком ленивы, чтобы придумывать что-то своё. Но и совсем уж откровенно торговать стоковыми картинками не решаются. В дело может пойти такой приём: логотип соберут из кусочков других логотипов, знаков и картинок. Конечно, в наше время трудно быть на 100% оригинальным, дизайн складывается из взаимного и многократного цитирования. Но есть очень серьёзные различия между цитированием и плагиатом.

Если в предложенном исполнителем варианте хорошо угадываются фрагменты узнаваемых логотипов других компаний, стоит отказаться или попросить переделать. Вас могут обвинить в плагиате, а такие ситуации всегда спорны и лучше в них вообще не попадать. Поэтому внимательно отнеситесь к эскизу.

Как должно быть: дизайнер может вдохновляться чужими работами, но окончательный вариант должен быть настолько переработан, чтобы идея, вдохновившая автора, практически не угадывалась.

Как защититься: см. пункты выше.

ЛОГОТИП В НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ВИДЕ/ФОРМАТЕ

Многие заказчики сталкиваются с такой проблемой: исполнитель передает логотип не в должном виде. Здесь проще рассказать, как должно быть, и вы сами поймёте, как не надо.

Когда работа над логотипом закончена, макет утверждён и внесены все правки и доработки, исполнитель должен передать вам файлы. Эти файлы должны содержать логотип в формате векторной графики (.cdr или .ai). Если есть файл в одном из этих форматов, то вы сможете масштабировать логотип как угодно без потери качества. А также у вас не будет проблем воспроизвести логотип разными видами нанесения (полиграфия, шелкография, термотрансфер и т. д.) и на разных носителях.

Если дизайнер передал вам файл только в растровом формате, такое изображение будет трудно масштабировать. Уменьшить можно, а вот увеличить, например для наружной рекламы, без потери качества нельзя. И тогда вам придётся ещё раз платить деньги, чтобы заказать отрисовку логотипа в векторном формате.

Дизайнер должен указать коды цветов, использованных в логотипе, в системах CMYK и RGB. Файл нужно правильным образом подготовить. В нём не должно быть различных эффектов, которые не поддерживаются другими программами; необходимо, чтобы контуры были замкнутыми, а невидимые и непечатные объекты отсутствовали.

Проверить, правильно ли подготовлен файл очень легко, даже если вы не специалист. Отправьте файл в любую типографию под предлогом, что вы собираетесь оформить заказ. Если макет сделан неправильно с технической точки зрения, то вы сразу услышите в свой адрес разного рода возмущения, которые можно будет записать и передать вашему дизайнеру в качестве аргумента.

Если у вас есть программы Corel Draw или Adobe Illustrator, то обязательно откройте файл в них и проверьте. Выделите контуры и посмотрите нет ли невидимых объектов, точек, незамкнутых контуров. Если найдёте, отправляйте на доработку.

Исходное изображение

Исходное изображение

logo4

Невидимые точки

logo6

Красным показаны области невидимых объектов

ЛОГОТИП, КОТОРЫЙ ТРУДНО/ДОРОГО ВОСПРОИЗВЕСТИ

Даже если ваш дизайнер сам всё разработал, даже если он правильно подготовил файлы и итоговый вариант вам нравится, может оказаться, что вы всё-таки приобрели себе проблему.

Вряд ли вы сами станете задумываться о таких нюансах, как воспроизведение логотипа различными способами нанесения. А вот грамотный дизайнер сам постарается уберечь вас от ошибки. Самое первое: посмотрите, как лого выглядит в чёрно-белом варианте. Кстати, это также хороший способ проверить качество. Цвет очень маскирует форму, а чёрный, напротив, выявляет все скрытые дефекты. Если лого хорошо смотрится в чёрном цвете — надо брать.

7

Посмотрите, как логотип выглядит в цвете и в чёрно-белом варианте

В логотипах не рекомендуется использовать много цветов. Оптимально — от двух до пяти. Определённая цветовая гамма создает стиль, а значит узнаваемость. Стоит заранее подумать, как логотип будет воспроизводится разными способами нанесения.

Реальный пример из практики.

Заказчик: спортивная организация.

Заказ: логотип для международных соревнований.

Исполнитель: дизайнер-фрилансер.

Для любых соревнований нужны форма и промо-футболки. Нанесение на текстиль — метод шелкографии. Стоимость печати вычисляется исходя из количества цветов: чем больше цветов, тем дороже. Дизайнер предложил вариант, где использовались 15 цветов. То есть он создал для заказчика существенную финансовую проблему. К счастью, заказчик уже имел опыт и заказал доработку логотипа у другого дизайнера. В итоге количество цветов удалось сократить до пяти без какой-либо потери художественной ценности.

Также нужно быть осторожными с разного рода градиентам. Градиенты сложны при воспроизведении на бумаге, и на экране. Если вы не уверены, что способны добиться высочайшего качества воспроизведения, лучше отказаться от градиента и заменить его каким-нибудь другим выразительным приёмом.

Очень мелкие детали, тонкие линии, сложная структура — всё это может создать проблемы при воспроизведении. А какой смысл иметь логотип, если его нельзя разместить на рекламной и сувенирной продукции, афишах и баннерах?

Как понять, возникнут ли сложности с воспроизведением? Совет тот же, что уже был выше: отправьте логотип в типографию или компанию по производству сувенирной продукции и узнайте их мнение.