Особенности национального ремонта телефонов: чем опасны копии iPhone и зарядка в микроволновке
С поломкой хоть какой-нибудь техники сталкивается каждый человек. Но особенно обидно, если из строя вышел любимый смартфон, еще вчера так радовавший играми, музыкой, интернетом и классной камерой. Одно неосторожное движение — и приходится сожалеть о собственной неповоротливости или о не слишком крепком корпусе телефона. Остается только отнести девайс в ремонт и надеяться, что там мобильник смогут вернуть к жизни, желательно недорого.
Об особенностях национального ремонта мы поговорили с представителями белорусских сервисных центров, специализирующихся на сотовых телефонах. Как часто смартфоны попадают в ремонт? От чего стоит беречь дорогостоящую мобильную технику в первую очередь? Как отличить поддельный iPhone от настоящего? Так ли опасны «серые» аппараты, как о них говорят? Чем опасны китайские ноунейм-бренды? По чьей вине растет стоимость запчастей для прошлогодних моделей? Ответы на эти и другие вопросы будем искать прямо сейчас.
«В Китае заводы-гиганты делают из трех сломанных телефонов один и возвращают его в Европу под видом нового»
— Работать в нашей сфере нелегко, ведь в сервис-центр приходят люди, столкнувшиеся с неприятностью — сломанным устройством. Разумеется, приятных эмоций у них мало. Задача мастера состоит в том, чтобы помочь человеку в его беде, — уверен Гинтарас Кручкас, один из учредителей и гендиректор компании МТТС, занимающейся ремонтом телефонов в Прибалтике, Голландии, Италии, Финляндии, а с недавнего времени и в Беларуси.

Гинтарас Кручкас

По его словам, в прошлом году МТТС починила около 250 тысяч мобильников. Любопытно, что по статистике в сервисный центр в итоге попадает около 20% проданных телефонов. Внушительный показатель! Около половины из них проходят по гарантии, остальные перестают нормально функционировать из-за неправильной эксплуатации.
Человеческий фактор — основная причина выхода смартфонов из строя. Подавляющее большинство негарантийных ремонтных работ сегодня связано с заменой разбитого дисплея. Немудрено, иконки для 8 ведь площадь экрана в современных аппаратах ненамного уступает размерам самого телефона.

— А что по поводу так называемых «серых» моделей? Когда-то в СМИ любили распространять «страшилки» о «глючности» таких устройств.
— С технической точки зрения такой аппарат ничем не отличается от официально ввезенного. Да, «серый» телефон предназначен для продаж в другой стране, но стандарты в той же Литве и Беларуси одинаковы. В законодательстве нет нормы, согласно которой принимать в ремонт такие устройства нельзя. В любом случае за починку каждого девайса кто-то платит — или производитель, или пользователь, или, как в некоторых странах, страховая компания. Для мастера нет разницы, кто заплатит — производитель (за гарантийный случай) или владелец аппарата (за негарантийный), — отметил Гинтарас.

По его словам, обычно проблема не в «серых» смартфонах, а в тех, что собраны из нескольких устройств, да еще с добавлением неоригинальных запчастей.
— Сломанные телефоны тоннами едут в Китай. Там есть заводы-гиганты, которые их перерабатывают, из трех или даже пяти девайсов делают один. Потом собранные модели упаковываются и возвращаются в Европу под видом новеньких аппаратов. Есть достаточно большая вероятность купить такой смартфон-конструктор. Как себя обезопасить? В первую очередь стоит сравнить IMEI на коробке и телефоне — в обоих случаях номер должен совпадать, — рассказал литовский специалист.
— Бывали ли случаи, когда люди приносили копии смартфонов, будучи уверенными, что имеют дело с оригиналом?
— Было и не раз, — вступает в разговор Сергей Царикевич, директор сервисного центра «Евросервис», партнера МТТС в Беларуси. — Приносят подделки и под iPhone, и под модели Samsung. Причем настолько похожие, что неспециалист никогда не отличит их от оригинала. Даже по весу совпадали грамм в грамм. Китайские умельцы ради этого специально подкладывают металлические пластины нужного веса.

Сергей Царикевич
Он добавил, что особенно хороши подделки стали в последние годы — копируется все, от интерфейса до аппаратных особенностей вроде лотка для nanoSIM.
— Человек, который никогда не пользовался iPhone, и не определит, что у него подделка. Один такой клиент был очень удивлен, когда мы сказали, что у него ненастоящий «яблочный» смартфон. Ругался на нас. Как оказалось, свой псевдо-iPhone с российским чеком он купил на автостоянке возле «Экспобела».
Что касается того, телефоны какой марки попадают в ремонт чаще всего, то выделить «антилидера» здесь довольно трудно.



— Какого-то определенного производителя назвать нельзя. Больше приносят телефонов, которые лучше всего продаются. Много Samsung, Huawei, Nokia, но они и расходятся в магазинах лучше всего. Процент брака у всех крупных компаний примерно одинаковый. Встречаются и приятные неожиданности. Например, несмотря на внешнюю хрупкость, крайне крепким аппаратом оказался Huawei Ascend P6. Продажи у него огромные, а в ремонт приходит очень редко, — поделился своим мнением Сергей.
Гинтарас Кручкас добавил, что у любой компании встречаются слабые модели:
— Были телефоны, которых на сервис пришло больше, чем было продано. То есть в ремонт они попадали по несколько раз. Например, когда-то этим грешили аппараты BenQ-Siemens. Еще раньше в одной крупной партии Nokia 3310 были проблемы с экраном — финны попробовали сэкономить. К слову, откровенно старых устройств у нас давненько не было. Вот разве что относительно недавно человек принес Nokia 6230. Абонент давно им пользовался, но внезапно попросил поменять прошивку на русскоязычную.