Публичная оферта: что это такое?
Согласно ГК РФ оферта встречается во многих областях взаимоотношений — от бытовых условий до интернет-индустрии. Объяснение данному термину по конкретной ситуации можно получить из данной статьи. Также вы всегда можете обратиться с вопросом к опытным юристам нашей компании. Далее мы расскажем, что является публичной офертой, как отличить от нее коммерческое предложение, и есть ли ответственность за нарушение установленных форм предложений? Общее определение публичной оферты В переводе с латинского этот термин означает «предлагать». Инициатором является оферент (физлицо, ИП, юрлицо). Читайте также Протокол разногласий Обратите внимание! При согласии адресата заключается договор на основании выдвинутого предложения.
Существует твердая и свободная оферта, которая отличается по некоторым признакам: твердая — документ по продаже конкретного товара/услуги одному покупателю по определенной ставке, без продажи данного продукта иному лицу до окончания ограниченного срока; свободная форма предполагает предложение одновременно нескольким лицам без ограничений по срокам. Понятие публичной оферты вытекает из последнего определения — это информация в открытой форме, направленная неопределенному кругу лиц Публичная оферта простыми словами Это предложение товаров, услуг, работ, выставленное неопределенному кругу лиц. Простыми словами, это: обращение, в котором четко прописаны сроки, цены, порядок передачи и гарантии; информация, которая может содержаться в рекламном буклете, каталоге, на ценнике в магазине, в описании товара и т.д. Обратите внимание! Если в обращении отсутствует конкретная информация по товарам, услугам, условиям и т.д., то такая оферта не является публичной и может быть коммерческим лозунгом, рекламной акцией и прочей формой привлечения клиентов.
Публичная оферта ИП Для индивидуального предпринимателя действуют все выше установленные виды предложений товаров/услуг как при взаимодействии с потребителем, так и при взаимоотношениях с контрагентом. Например, письмо от одного ИП к другому с четким предложением приобрести партию товара в определенном количестве и по указанной цене, с доставкой в определенную дату и условиями оплаты. Акцептом в данной ситуации является встречное письмо о принятии предложения, а также устное согласие (телефонный звонок, смс-сообщение и прочее) с согласием на сделку. Читайте также Уведомление о расторжении договора аренды Если в информации обозначено, что предложение доступно для узкого круга людей, или предприниматель не указал все условия (цена, доставка, сроки и прочее), оно не относится к публичной оферте и расценивается как призыв к сотрудничеству Что не является публичной офертой? Перечислим ее признаки: присутствие в обращении всех условий соглашения; последующее взаимодействие именно по обозначенным условиям (без оговорки на возможные дополнительные платежи и скидки); отсутствие ограничений по кругу лиц.
Реклама, которая по общим положениям не относится к публичной оферте, может быть признана таковой в случае содержания в тексте всех вышеизложенных пунктов. Публичной офертой не являются: коммерческие обращения; рекламные лозунги без конкретной информации; обращение к конкретному лицу. Договор публичной оферты Образец договора включает несколько обязательных пунктов: наименование продукта; полное описание технических данных; неизменная стоимость (если нет иных условий); условия оплаты и доставки/выполнения; полная информация по условиям соглашения; ответственность каждого из участников сделки; реквизиты сторон. При соблюдении данных условий заключенные взаимоотношения будут признаны правомочными. В случае несоответствия некоторых пунктов и по иным причинам публичная оферта расторгается.
Публичная оферта товара
Она признается по следующим признакам: товар предложен в каталогах, буклетах, рекламе и при открытой форме обращения к лицу, если соблюдены все условия договорных отношений при розничной продаже; нет оговорки о том, что продукция не предназначена для продажи. Нарушение публичной оферты Ответственность за публичную оферту наступает при недобросовестной рекламе. Это может проявляться в следующем: нарушение задекларированных сведений; односторонние поправки в условиях купли-продажи; дополнительные взносы и проценты, не указанные ранее. Обратите внимание! Продажа товара по цене, выше установленной на ценнике или в каталоге, а также любое нарушение требований закона может быть оспорено в досудебном и судебном порядке.
Расторжение публичной оферты
Когда возможно расторжение договора, зависит от обстоятельств. Оферта — это не сделка, а предложение, поэтому до того момента, как покупатель примет ее условия, ее нельзя расторгнуть, но можно отозвать Следует учитывать ее безотзывность на протяжении всего срока акцепта, если нет иных обозначенных условий или сопутствующих обстоятельств, вытекающих из предложения. Для публичного предложения самая доступная форма прекращения взаимоотношений — отзыв, а в сложном случае — судебные тяжбы. Последнее актуально при нарушении и несогласии с условиями одной из сторон. Например, отказ продавца выполнять регламентированные условия сделки, нарушение сроков и установленных платежных обязательств, а также несогласие с разрывом контракта и возмещением понесенных убытков. Это касается любой из сторон, что требует особенно тщательного изучения ситуации юристами и правильного представления информации в суде.