Реклама на жилом многоквартирном доме: законно ли?
По закону о рекламе следует различать эти два понятия, так как при Рекламе над домофоном в жилых домах необходимо получение разрешений, а при вывесках нет.
Итак, вывеска отличает от рекламы тем, что на ней есть:
- Наименование организации
- Режим работы
- Можно указывать бренд, если вывеска находится в том месте, где находится сама организация
- Коммерческая деятельность
Вот пример вывески
Вывеска
Вот пример рекламы:
Реклама
Порядок размещения рекламы
Итак, мы определились, что размещаем именно рекламу, а не вывеску. Что дальше?
Реклама на многоквартирных домах размещается в виде рекламной конструкции. В это понятие входят и щиты, и растяжки, и стенды, и электронные табло.
Для установки конструкции рекламщику необходимо получить два разрешения:
- Разрешение собственника
- Разрешение муниципалитета
Рекламную конструкцию можно установить по договору с собственником недвижимости, к которой она присоединяется, либо с лицом, управомоченным собственником. (Закон о рекламе ч. 5 ст. 19). После получения согласия собственника, нужно получить разрешение муниципалитета.
Многоквартирные дома могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Вопрос: чье согласие нужно получать. Здесь правила меняются в зависимости от собственника.
Если многоквартирный дом находится в государственной или муниципальной собственности
В данном случае согласие жильцов на установку рекламной конструкции не требуется.
Решение о размещении рекламы принимает муниципалитет. Изначально местный орган самоуправления должен утвердить схему размещения, а затем выставить его на торги. Грубо говоря, местная власть сама принимает решение, где можно создать место для рекламы, а затем отдает его на торги всем рекламщикам, чтобы те за него боролись.
Однако ФАС уточнил, что нет определенных требований к торгам на рекламные места, а также нет строгости соблюдения и проведения торгов, так что доказать нарушение антимонопольного закона очень непросто.
Однако торг на рекламное место не похож на остальные государственные торги, ведь здесь у муниципалитета нет никакой надобности в исполнителе. Напротив, исполнитель нуждается. А весь доход от размещения рекламы идет в бюджет муниципалитета. Так что заставить местные органы власти провести торги по тем же правилам, что и обычные торги на госзаказы, не получится.
Так, рекламная конструкция должна быть размещена на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного по результатам торгов, разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Если есть основания полагать, что при установке рекламной конструкций на фасаде многоквартирного дома были нарушены нормы законодательства, вы можете обратиться в органы для проверки законности установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Для этого вам следует:
- подготовить письменные обращения с описанием ситуации (по возможности с приложением доказательств, например фотографий рекламы на фасаде здания), просьбой провести проверку и в случае установления нарушений законодательства принять меры по демонтажу рекламной конструкции и привлечению к ответственности виновных лиц;
- направить подготовленные обращения в ФАС и в орган местного самоуправления.
- Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Следует также учитывать, что возможна ситуация, при которой жилой дом числится в реестре муниципальной собственности, но часть квартир приватизированы. В таком случае для размещения рекламы необходимо согласие собственников квартир. Но это только в том случае, если они не делегировали муниципалитету полномочия заключать от их имени соответствующий договор.
Многоквартирный дом находится в частной собственности
В данном случае установка и эксплуатация рекламной конструкции возможны с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Не менее 75% жильцов должны согласиться с установкой рекламной конструкции. После того, как 2/3 жильцов выразят согласие на установку рекламы (согласие нужно выражать на общедомовых собраниях), то договор заключает с уполномоченным лицом, которое выступает от лица всех жителей.
Если рекламная конструкция установлена на фасаде многоквартирного дома без согласия собственников помещений, вы вправе обратиться в вышеуказанные уполномоченные органы и дополнительно:
- Также подготовить письменные обращения с описанием ситуации (по возможности с приложением доказательств, например фотографий рекламы на фасаде здания), просьбой провести проверку и в случае установления нарушений законодательства принять меры по демонтажу рекламной конструкции и привлечению к ответственности виновных лиц;
- направить подготовленные обращения в ФАС и в орган местного самоуправления
- направить подготовленное обращение в уполномоченный орган по региональному государственному жилищному надзору.
- инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу обращения в суд с заявлением о взыскании неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции в связи с неправомерным использованием общего имущества собственников помещений (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ).
В случае размещения рекламы без согласия жильцов следует подготовить письменные обращения в контролирующие органы с просьбой провести проверку соблюдения законодательства. Если многоквартирный дом находится в частной собственности, следует провести общее собрание собственников по вопросу обращения в суд с заявлением о взыскании неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции.