Ремонт и обслуживание электроинструмента (основы и принципы) - Такси №1

Ремонт и обслуживание электроинструмента (основы и принципы)

Электроинструмент – является незаменимым помощником всех категорий мастеров от любителей до профессионалов. Но бывает так, что в жизни этих полезных механизмов, случаются неприятные моменты, связанные с тем, что их работоспособность перестает быть такой, какая была, когда их только вытащили из упаковки. О возможных поломках, методах их диагностики и обслуживании наших электрических друзей, речь и пойдет ниже. Для примера буду использовать дрель ударную, в силу того, что, пожалуй, это самый распространенный инструмент в домах/квартирах/гаражах, а также из-за моей человеческой лени, разбирать другие виды инструмента, тем более, что принцип работы и неисправностей у всех электроинструментов одинаков.

Первое, что нужно запомнить – весь электроинструмент состоит из электрической части (система электропитания, органы управления и привод) и механической (редуктор и исполнительный механизм). Далее будем более детально разбирать их устройство и принцип работы, параллельно разбирая подопытного.

Ремонт и обслуживание электроинструмента (основы и принципы)

Система электропитания. Здесь все предельно просто. Она бывает двух типов: от сети переменного тока либо автономная на аккумуляторах (как правило двух типов – никель-кадмивые или литий-ионные).Поломки и диагностика:

— Механическое повреждение питающего кабеля. Диагностируется: визуально, с помощью мультиметра в режиме диода (на предмет обрыва и замыкания);

— Потеря химических свойств аккумуляторов из-за чего снижается выдаваемая мощность. Инструмент быстро разряжается. Лечится заменой на новые.

Органы управления. То, что в простонародье, обзывается кнопка. Замыкает и размыкает контактные пары, отвечает за подачу напряжения на электродвигатель в разных режимах. Имеет входящие и отходящие контакты. Проверяется, опять же, мультиметром в режиме диода. Смысл диагностики и ремонта инструмента на «пальцах» таков: если ток зашел, но не вышел – значит, он там остался. К органам управления можно отнести и регуляторы, в виде реостатов, которые работают в электросхеме совместно с кнопкой (диагностируются по шкале сопротивления на мультиметре).

На другом конце вала (за крыльчаткой вентилятора) установлен второй подшипник.

На другом конце вала (за крыльчаткой вентилятора) установлен второй подшипник.

Электродвигатель. В электроинструменте является одним из главных элементов в составе привода. Существует два типа: бесщеточный электродвигатель (применяется в шуруповертах, фенах, электролозиках. Имеет меньшие габариты и меньший выдаваемый на валу момент) и электродвигатель с токосъемными щетками (практически весь спектр инструмента: перфораторы, дрели, УШМ и т.д. Там, где требуется мощность и крутящий момент). Что ломается и как обслуживать:

— Поломка ротора, статора или двигателя целиком. Как правило, диагностируется, не прибегая к приборам – визуально и по характерному запаху. Лечится заменой этого узла, либо, дешевле и проще – заменой электроинструмента на новый.

— Токосъемные щетки. Являются расходным материалом и заменяются на новые при увеличении своей выработки. Для предотвращения их полного износа и короткого замыкания электродвигателя – рекомендуется осуществлять проверку их состояния время от времени (зависит от интенсивности работ) и замену по мере износа. Искрение токосъемных щеток – не является поломкой (конечно, если не бенгальским огнем, вылетают искры). Это побочный момент их принципа работа, вызванный стиранием материала (графит, медь-графит) об коллектор ротора.

— Выход из строя подшипников. На первоначальном этапе, проблема проявляется в виде усиления шума, затем может появиться неприятия вибрация. И если не принять меры, то в один прекрасный день могут в лучшем случае заклинить, а в худшем – развалиться, что приведет к механическим повреждениям пары ротор-статор. Диагностика: увеличение уровня шума, увеличение температуры устройства. При вращении подшипника пальцем – очень легко вращается и издает гремящий звук. Лечится заменой на аналогичные. Перед установкой, рекомендуется открыть защитные пыльники и проверить наличие лубриканта (не все производители добросовестны), по необходимости – смазать заново.