Ремонтируем кондиционер самостоятельно: диагностика и устранение неисправностей
Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.
Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):
Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 — не работает терморезистор наружного блока. 3 — агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 — защита от перегрузки выключена. 5 — возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 — электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 — повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 — неисправен двигатель вентилятора. 9 — не работает ходовой клапан. 10 — терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.
Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием
Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать.
У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.
Последовательность диагностики
Перед началом любого ремонта кондиционера или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.
Последовательность диагностики включает в себя проверку:
- Наличия механических повреждений;
- Креплений блоков;
- Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
- Состояния воздушных фильтров;
- Режима охлаждения / обогрева;
- Индикации режимов;
- Функционирования механических жалюзи;
- Температуры воздуха на выходе из испарителя;
- Давления в системе всасывания / нагнетания;
- Герметичности всех соединений и дренажной системы.
Кондиционер не включается
Какая бы ни была марка или модель устройства, причины будут одни и те же:
- Электрическая часть. Или кондиционер не подключён к питанию, или у него вышла из строя плата управления, или разорвана связь между блоками.
- Сломан пульт управления или приёмный модуль на внутреннем блоке.При выходе из строя приемного модуля блок не реагирует на сигналы с пульта
- Активизировалась система защиты и выдаёт ошибку.
- Износ деталей. В самом простом случае вам поможет смена батареек на пульте, проверка включения в розетку и полное обесточивание кондиционера на одну минуту. Проверяем, не установлено ли время на таймере отключения. Иногда кондиционер не срабатывает или отказывается корректно выполнять команды пульта из-за неправильной коммутации сигнальных и питающих проводов между блоками. Позже это может вызвать дефекты деталей управляющей платы. Поэтому при появлении подобных проблем надо перекоммутировать провода как можно скорее, чтобы потом не менять или не ремонтировать плату.
Прибор отключается, проработав 5–10 минут
Причин тому существует несколько:
- помещение уже охлаждено до заданной температуры;
- активирован режим «осушение»;
- компрессор перегревается;
- неисправна плата управления;
- вышло из строя защитное реле.
Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка — это первое, что следует сделать в данной ситуации.
Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.
Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.
Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек
В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!
Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:
- неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
- механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.
При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».