Самодельный флюгер на крышу - Такси №1

Самодельный флюгер на крышу

Простейший прибор, показывающий направление ветра, — всем известный флюгер. Над крышами домов чаще можно видеть силуэт петуха, чьи заслуги перед человечеством неоспоримы.

Самодельный флюгер на крышу

Народные поверья всех времен и народов утверждают, что именно эта птица, отгоняя злых духов, выполняет роль домашнего оберега. Чтобы предсказывать погоду и не путать знойный сирокко с пронизывающим норд-остом, флюгер просто необходим. Сделать его несложно. Предлагаем на выбор два конструктивных варианта — «Серебряный петух» и «Весенний дуэт».

«Серебряный петух»

Этот флюгер рассчитан на длительную круглогодичную работу. Флажок в форме стилизованного петуха установлен на оси, вращающейся в подшипниковых опорах, находящихся внутри корпуса. На корпусе закреплены стрелки указателя сторон света и уголки для крепления флюгера на месте установки.

Корпус подшипникового узла сделан из обрезка водопроводной трубы длиной 125 мм с внутренним диаметром 13 мм, на верхней части которой нарезают трубную резьбу. В нижней подшипниковой опоре флюгера используется шарикоподшипник защищенного исполнения (например, тип 629). Для его запрессовки нижнюю часть трубы растачивают по наружному диаметру подшипника на длину примерно 25 мм. Крепежные угольники привинчивают к корпусу болтами М6 с гайками.

Крышку корпуса вытачивают из стали или делают из соединительной муфты с внутренней резьбой. Муфту распиливают на две части, к одной из половинок приваривают круглую заглушку с отверстием, через которое проходит ось флюгера. Стрелки указателя сторон света сгибают из стального прутка диаметром 6 мм, длиной 400 мм и приваривают к заглушке.

Ось флюгера — стальной пруток диаметром 12 мм и длиной 400 мм. Один конец оси протачивают по внутреннему диаметру подшипника на длину 25 мм и сверлят в нем около торца отверстие диаметром 3 мм для установки фиксирующего шплинта. Другой конец оси отгибают на длине 60 мм на угол 35° и делают в нем пропил шириной 1,5 мм.

Наилучший материал для изготовления флажка — листовая полированная нержавеющая сталь толщиной 1-1,5 мм. Выпилить из нее силуэт — дело непростое, но результат усилия будет оправдан: это прочный, не подверженный коррозии материал, и флюгер послужит очень долго. Проще всего вырезать силуэт на лазерной или электроэрозионной установке, если к таковой есть доступ. Можно использовать электролобзик: собирают «сэндвич» из двух листов фанеры, поместив между ними лист металла, и стягивают набор по периметру винтами М4 или шурупами; для выпиливания берут пилку для стали. Кромки обрабатывают напильником, удаляя заусенцы и сглаживая неровности. Литеры, обозначающие стороны света, делают из того же материала, что и флажок, и припаивают их к стрелкам указателя твердым припоем — латунью или серебром. Флажок вставляют в прорезь оси и сверлят в сборке отверстия для его крепления винтами М5 или заклепками. В первом случае отверстия в одном из перьев вилки выполняют с резьбой. При использовании заклепочного соединения отверстия раззенковывают.

От осадков корпус защищает стальной конический колпачок диаметром 75 мм, который приваривают или припаивают к оси флюгера. После сборки флюгер зачищают стальной щеткой, обезжиривают, протирая бензином или растворителем, покрывают грунтовкой ГФ-020 и окрашивают, нанося несколько слоев краски, стойкой к атмосферным воздействиям, не окрашивая нержавеющий флажок.

Прибор устанавливают на самом высоком месте крыши — вентиляционной или дымовой трубе либо на коньке. Важная операция — ориентирование стрелок указателя сторон света: крышку со стрелками разворачивают в нужном направлении. Если известно, что местные магнитные аномалии незначительны, можно воспользоваться обычным школьным компасом. Но большую точность ориентации обеспечивает астрономический способ — ориентация по Полярной Звезде. Но самое главное — флюгер, установленный на крыше дома, необходимо надежно заземлить, соединив его корпус стальной проволокой толщиной 7-8 мм с листом металла площадью примерно 1 м2, закопанным в земле на глубине 1,5 м: такой флюгер станет молниеотводом.

«Весенний дуэт»

Это очень забавный флюгер: при малейшем дуновении ветерка утки начинают смешно раскачиваться и совершать плавные колебания.

Секрет конструкции прост: силуэтные флажки, подобно самолету, снабжены элеронами, которые под действием ветра вызывают их крен, а сила упругости торсионов возвращает фигурки в исходное положение. Узел вращения стрелки-флажка этого флюгера устроен так же, как и у компаса. На острие стального стержня посажен подшипник — заглушка с коническим углублением, запрессованная в отрезок латунной трубки.

Стрелку флюгера выпиливают из латунного листа толщиной 3 мм и припаивают к трубке, желательно твердым припоем. Силуэт птицы увеличивают по клеткам и переносят на лист металла толщиной 1 мм. После выпиливания заготовку зачищают и полируют ее поверхность до зеркального блеска (с помощью куска сукна и зубной пасты). Силуэты соединяют со стрелкой с помощью торсионов из стальной проволоки типа ОВС диаметром 3 мм, которые припаивают твердым припоем, как показано на рисунке.

Крылышко элерона вырезают из алюминиевого сплава толщиной 0,5-1 мм. Одну кромку заготовки на расстоянии 12 мм от края отгибают под прямым углом, приклеивают к силуэту эпоксидным клеем либо крепят заклепками или винтами. После этого поверхность флажка обезжиривают и наносят не менее двух слоев прозрачного водостойкого лака (полиуретанового): это покрытие обеспечит надежную защиту флажка от атмосферных воздействий.

Стрелки указателя направления с буквенными литерами, обозначающими стороны света, крепят к опорному стержню. Стержень, в свою очередь, приваривают к пластине, служащей для установки и крепления флюгера на крыше. Сборка флажка удерживается на стержне только собственным весом и легко снимается. Как утки улетают зимовать в теплые края, так и нашу самоделку для сохранности желательно убирать на зиму в кладовую.

Кстати, самоделку можно усложнить: вспомните сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и дополните конструкцию веточкой с лягушкой.