Шиберная задвижка: устройство, принцип работы, виды, применение - Такси №1

Шиберная задвижка: устройство, принцип работы, виды, применение

Шиберные задвижки — тип запорно-регулирующей арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочей среды. Они оснащаются плоским запорным элементом, перемещающимся перпендикулярно потоку рабочей среды. Арматура отличается простой и надежной конструкцией, широко применяется в разных сферах промышленности, в быту.

Принцип работы и назначение шиберной задвижки

Принцип работы арматуры заключается в перемещении шибера перпендикулярно потоку среды. При полном перекрытии диаметра условного прохода трубы происходит остановка потока, при частичном — регулировка. Изделия имеют полнопроходную конструкцию — подача транспортируемого вещества возможна с любой стороны.

Задвижка шиберная может оснащаться механическим или автоматическим приводом. Для ручного открытия используется вентиль, редуктор (для снижения усилий оператора), электропривод позволяет удаленно управлять системой.

В открытом положении затвор располагается в верхней или боковой полости, не препятствует прохождению рабочей среды через проходное отверстие арматуры. Вращение управляющего механизма приводит в движение шток, который опускает шибер в седла, меняя пропускную способность изделия.

Арматура выпускается в различных модификациях, отличается минимальным гидравлическим сопротивлением, универсальностью, простотой технического обслуживания. Она может применяться в различных трубопроводных системах, в климатических условиях У, ХЛ, УХЛ по ГОСТ 15150 — в зависимости от материала арматуры. Шиберными запорными устройствами комплектуются наземные и подземные коммуникации.

Стандарты (ГОСТ) ножевых шиберных задвижек

Шиберные задвижки выпускаются для трубопроводных систем с Ду от 50 до 600 мм. Высота составляет от 95 до 1460 мм, длина — от 48 до 114 мм.Размеры шиберных задвижек регламентируются ГОСТ Р 55020-2012.

Устройство шиберной задвижки

Шиберные задвижки отличаются простым устройством. Задвижки состоят из нескольких элементов, обладают длительным сроком эксплуатации, доступной стоимостью.

Конструктивные особенности шиберных задвижек:

  • Корпус выполнен в форме тройника с центральным расширением. Различают разборные и литые модели с крышкой, обеспечивающей доступ к запорному узлу.
  • Через стойку проходит шпиндель с маховиком.
  • Шибер — запорный элемент, расположенный перпендикулярно потоку. Он обеспечивает регулировку рабочей среды, перекрытие проходного отверстия арматуры.
  • Сальник предназначен для герметизации верхней части узла.
  • Седла выполняют роль направляющих и уплотнительных элементов. Они располагают в проходной части корпуса, обеспечивают герметичность системы.

В качестве управляющего механизма выступает рычаг, маховик или винт. Корпус шиберных задвижек изготавливается из углеродистой, нержавеющей стали, высокопрочного чугуна. Существуют модели из цветных металлов — материал выбирается исходя из условий эксплуатации арматуры.

Шибер выпускается из коррозионно-стойких сплавов. Имеются уплотнения из металла, нитрила, каучука, витона или силикона для обеспечения заданных параметров герметичности узла.