Топливозаправщики – незаменимая категория спецтехники - Такси №1

Топливозаправщики – незаменимая категория спецтехники

топливозаправщик

Что такое топливозаправщик? Это специально оборудованная машина, предназначенная для закачки, перевозки и кратковременного хранения горючих материалов. Данная техника появилась в начале 30-х годов прошлого века, с тех пор машины используются в мирных и военных целях.

Современные топливозаправщики используются для перевозки бензина, мазута, сжиженного газа, дизтоплива, машинных масел. По конструктивным особенностям техника разделяется на автоцистерны, прицепы и полуприцепы.

Обратите внимание, что данный тип техники относится к 3 классу пожароопасности. Поэтому в автомобилях используется экранированная проводка, защита бензобака и ёмкости для топлива, проблесковые сигнальные огни.

Каждая единица автотранспорта комплектуется средствами пожаротушения и ящиком с песком. Стоит отметить, что песок применяется не в борьбе с огнём, а для ликвидации протечек и предотвращения разлива горючей жидкости. Рассмотрим данную категорию машин более детально.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современные бензовозы топливозаправщики мало отличаются друг от друга. Вне зависимости от производителя, техника сделана в виде тягача с цистерной для перевозки горючей смеси.

Ключевым узлом такой техники является ёмкость для транспортировки топлива, дополненная оборудованием для слива и закачки горючего.

цистерна

Первые модели бензовозов оснащались круглыми оцинкованными цистернами, но такая форма нарушала балансировку тягача, соответственно возрастал риск опрокидывания машины на крутых спусках и поворотах.

Впоследствии круглые цистерны заменили эллиптическими ёмкостями. Расширенное поперечное сечение позволило снизить высоту техники и положительно отразилось на устойчивости. Кроме того, такая форма бочки смогла уменьшить трение горячей жидкости о стенки и удары при движении.

Обычно цистерны имеют две заправочные горловина, краны для слива и циркуляционные насосы, работающие от вала отбора мощности тягача. Техника имеет несколько раздаточных рукавов, что обеспечивает заправку с любого носителя, и одновременную отдачу горючего нескольким потребителям.

Кстати, большинство цистерн имеют перегородку, для одновременной транспортировки двух видов топлива, и датчики слива горючего, которые позволяют выполнять дозированную заправку.

Для снижения риска возникновения пожара, глушитель топливозаправщиков выведен под передний бампер кабины. Кроме того, бензовозы обязательно оборудуются цепью, для снятия статического напряжения.

Современные заправщики используются для доставки бензина на автозаправочные станции и заправки самолётов на военных и гражданских аэродромах. Рассмотрим по одной модели из каждой категории.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Сразу оговоримся, что в этом кратком обзоре мы расскажем лишь о российских представителях семейства топливозаправщиков.

Конечно, бензовозы на базе DAF, IVECO, SCANIA или MAN выглядят более привлекательно в плане комфортабельности кабины, но двигатели этих тягачей подходят для работы только в умеренном климате. В условиях низких минусовых температур часто возникают проблемы с запуском двигателя.

Отечественные топливозаправщики работают в любых условиях, они менее прихотливы к используемому горючему, и выгодны в плане ремонта и технического обслуживания. Кроме того, российская спецтехника стоит намного дешевле европейских аналогов.

ГАЗ 3309

Это классический бензовоз, предназначенный для перевозки горючих жидкостей средней плотности на любые расстояния.

  1. Тягач представляет собой рамную конструкцию с цельнометаллической кабиной, рассчитанной на двух человек.
  2. Цистерна выполнена из прочной стали, и усилена внутри рёбрами жёсткости. Обратите внимание, что ёмкость двухсекционная, соответственно имеет две заправочные горловины.
  3. Вместительность бочки – 4.9 м3. Одна секция цистерны заполняется за 5 минут, время опорожнения бочки – 15 мин.
  4. Общая масса топливозаправщика – 7 900 килограмм.

В качестве силовой установки используются три типа двигателя: ММЗ Д-245, ЯМЗ-534 и GUMMINS ISF. Последний двигатель хотя и относится к американскому бренду, но собирается в Китае.

ГАЗ 3309

ГАЗ 3309

Все используемые двигатели дизельные, мощность варьируется от 3.8 до 4.7 л. с. Тягач ГАЗ 3309 обладает следующими техническими характеристиками.

  • Передняя и задняя тормозная система барабанного типа.
  • Пятиступенчатая коробка передач (механика).
  • Подрессоренная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами.
  • Гидроусилитель руля.
  • Максимальная транспортировочная скорость 105 км/час.
  • Двигатель относится к категории экологической безопасности Евро-3.

Обратите внимание, что бензовоз способен передвигаться не только по федеральным трассам, но и по просёлочным грунтовым дорогам.

ТЗ-22

Это аэродромный топливозаправщик на базе автомобиля КрАЗ. Техника предназначена для открытого и закрытого способа заправки самолётов. Состоит на вооружении ВВС России с 1967 года.

ТЗ-22

ТЗ-22

  1. Для закачки и раздачи топлива используется насос центробежного типа ЦСП-57.
  2. В базовую комплектацию входят четыре шланга: два заправочных и 2 раздаточных.
  3. Установлен фильтр очистки топлива и винтовые счётчики для контроля над расходом горючего.