В школе должно легко дышаться
Школа — это лишь часть образовательного пути, который сейчас растягивается на всю жизнь. Поэтому думать об учебе имеет смысл всегда. Знаю людей, которые не имеют детей, но все равно интересуются школами и тем, что в них происходит.
Конечно, есть родители, которые внезапно понимают, что их дети идут в школу, в августе перед поступлением. Но оптимально выбирать образовательное учреждение заблаговременно, когда ребенку от четырех до пяти лет. Дело в том, что на базе многих школ есть отделения, куда принимают с этого возраста: поступить туда важно, чтобы к атмосфере и требованиям учебного заведения могли привыкнуть и ребенок, и его родители.
При этом до поступления в школу еще есть время, что удобно для планирования: люди все чаще меняют место жительства под образование детей. На мой взгляд, это хорошо: значит, родителям небезразлична учеба ребенка. Но к таким переменам явно лучше готовиться заранее.
Стоит ли выбирать одну школу на одиннадцать лет?
Выстраивать образовательную траекторию в нашем быстро меняющемся мире сразу на одиннадцать лет очень оптимистично. Я рекомендую мыслить более короткими промежутками и делить их нетрадиционно: начальная школа, пятый — седьмой классы, восьмой — одиннадцатый. Большинство программ углубленного изучения предметов и некоторые предуниверсарии начинаются именно с восьмого класса.
Если по счастливой случайности эти три этапа пройдут в одном месте — отлично. Но такое бывает не всегда. Иногда имеет смысл задуматься о выборе школы на каждом новом этапе.
При этом в новой школе оценки ребенка могут стать хуже — будьте к этому готовы. Это не всегда значит, что ребенок стал хуже учиться, просто пятерка в одной школе не равна такой же отметке в другой. А также обязательно пройдет период привыкания к специфике и нюансам, к требованиям новой школы.
Приведу личный пример. В десятом классе меня перевели в школу с углубленным изучением английского языка. В общеобразовательной у меня по этому предмету была пятерка, но после собеседования в школе с уклоном в английский мне сказали: «У нас это вообще-то двойка». Я три месяца упорно занималась с репетитором, в результате дошла до четверки и продолжила учиться в новой школе. Это помогло мне сдать экзамены в вуз, а после обычной школы с ними могли бы возникнуть проблемы.
Чем частные школы отличаются от государственных?
Условия. В частной школе классы обычно меньше, чем в государственной: это позволяет учителям более эффективно подходить к обучению каждого ребенка. Еще в частные школы, как правило, ведется отбор: это значит, что уровень детей в классе будет примерно одинаковым и ребенок не будет скучать, пока учитель «подтягивает» отстающих.
Еще в частных детских школах обычно более разнообразное питание. Например, знаю, что во многих школах Санкт-Петербурга еду заказывают в ресторанах.
Гибкость в подходе к обучению. Не хочу сказать, что в государственных школах этого нет, но в частных проще менять подход и пробовать что-то новое.
Образовательная политика. Государственные школы всегда выражают политику государства так, как это видит Министерство просвещения и региональные власти. Например, сейчас в Москве наблюдается дефицит ИТ-специалистов, и власти города создают в школах более комфортные условия для развития, покупают необходимое оборудование, стимулируют появление программ и проектов соответствующего направления. Это не значит, что гуманитарные направления перестают развивать, но акцент делают на ИТ-отрасли. Частные школы пока еще могут выстраивать образовательную траекторию исходя из запросов родителей и видения учредителя школы.
Клиентоориентированность. Для некоторых родителей принципиально важно, чтобы в школе не просто учили, но и заботились о детях и их семьях. Например, чтобы в школе был колцентр, куда родитель сможет в любой момент позвонить и узнать, как дела у ребенка. В государственных школах забота о семьях редко бывает в фокусе: как правило, организовать это не позволяет бюджет.