Виджет отзывов для сайтов ReviewLab
История виджета отзывов началась с другого моего проекта Barcodium, обязательно расскажу о нем позже в отдельной статье. На тот момент на сайт требовалось добавить отзывы покупателей, чтобы повысить доверие новых клиентов. Для максимальной простоты и прозрачности я хотел публиковать оценки и комментарии из карт и соцсетей. Искал плагины и виджеты, изучил все сервисы, но не смог найти российских приложений, только иностранные. Проблема была в том, что зарубежные компании не работают с нашими Яндекс Картами и ВКонтакте, поэтому я решил сделать свой собственный веб-продукт.
Так родилась идея ReviewLab. В отличие от виджетов Яндекс Карт и ВКонтакте, мы консолидируем отзывы из всех платформ в одном стройном блоке и предоставляем дополнительный функционал:
- Минимальный рейтинг для отображения только хороших оценок;
- Скрытие негативных отзывов;
- Выбор элементов отзывов (имя автора, фото, дата, источник, текст, рейтинг);
- Несколько вариантов отображения;
- Микроразметка для поисковиков;
- Свои CSS стили.
Как развивался проект
На старте разработки у меня было четкое видение системы, потому что ранее я внимательно изучил зарубежные платформы при поиске виджета под свои бизнес-задачи. Вначале я даже думал ограничиться личной версией, чтобы парсить отзывы только для своего сайта. Но по мере погружения в проект я осознал, насколько виджет может быть полезен другим компаниям, и решил сделать сервис доступным всем пользователям Интернета.
Для запуска MVP-версии продукта reviewlab.ru нужно было нарисовать дизайн, найти разработчика, разработать простой личный кабинет. Я нашел программиста на Хабр Freelance, и вдвоем нам удалось реализовать MVP ударными темпами за полтора месяца. После релиза мы были в восторге от результатов и обратной связи клиентов. Мы просто опубликовали сайт и практически сразу люди начали регистрироваться и использовать виджет. Нам приходили благодарные отзывы и идеи по улучшению сервиса, это мощно заряжало.
На такой волне я ожидал, что мы будем развивать продукт, расширять функционал, привлекать больше клиентов. Но вскоре разработчик пропал, вскрылись ошибки и некому было их чинить. На формирование постоянной команды потребовалось около 6 месяцев. Еще через несколько месяцев мы разработали функционал оплаты и подписку на услуги сервиса. До этого сервис фактически был бесплатным.
Команда
Состав команды на текущий момент:
- продукт оунер, он же UX/UI и тестировщик 🙂
- девопс-инженер,
- бэкенд-разработчик,
- 3 фронтенд-разработчика,
- менеджер по коммуникациям.
Все по-прежнему работают над проектом по несколько часов в неделю, параллельно с основной занятостью.
Что интересно: хотя продукт ориентирован на российский рынок, за все время на нем поработали украинец, иранец, киргиз, белорусы. Так что состав у нас и по сей день интернациональный:)
Сложности
Самым сложным оказалось организовать работу команды, когда все работают на небольшую занятость – у всех в приоритете основные проекты. Людей много, а релизы случаются редко. С бэкенд-разработчиками особенно не задалось. В этой роли у нас проработало за все время 8 человек. Несколько программистов поначалу заявляли, что готовы работать по 15-20 часов в неделю, и затем пропадали буквально через два рабочих дня.
Приложение было развернуто в Digital Ocean и до марта 2022 года все работало отлично. Но в марте провайдеры начали блокировать иностранные IP-адреса в большом количестве, и это сильно нас затронуло. Причем часто бывало так, что у одного клиента личный кабинет открывается, у другого – нет, у третьего открывается чуть ли не минуту. В итоге проблему решили сменой локации сервера.