Зачем нужна поверка счетчика воды и как ее сделать
Приборы учета позволяют снизить размер платы за воду. Нормативы, установленные за потребление без прибора, значительно завышены.
Счетчик может выйти из строя, у него может сломаться механизм, и он начнет фиксировать искаженные данные. То есть потребителю придётся платить за коммунальный ресурс, который он фактически не потреблял. Либо вовсе невозможно будет определить, сколько воды было использовано.

Именно для того, чтобы не возникало подобных ситуаций, была предусмотрена поверка счетчиков воды.
Поверка водосчетчиков – это процедура, при которой проверяется и официально подтверждается то, что прибор работает правильно.
На каждый водомер завод-изготовитель устанавливает свой межповерочный интервал, после которого такой прибор необходимо поверить заново. О процедуре свидетельствует штамп в паспорте на прибор. Паспорт — обязательный документ на каждое измерительное устройство.
Законодательство, определяющее необходимость проведения поверки:
- Жилищный Кодекс РФ, в частности, ст. 157, в которой прописано, что собственники жилых помещений должны устанавливать приборы учёта.
- Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ (закон о поверке).В нём установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ приборы, в процессе их использования, должны периодически поверяться. По окончании межповерочного интервала счётчик необходимо либо поверить либо заменить его на прибор с аналогичными характеристиками.
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам …, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В них подробно расписан порядок начисления платы за воду, обязанность потребителя самостоятельно устанавливать прибор учета и проводить его проверку.
Когда ее проводят и как узнать межповерочный интервал
Межповерочный интервал, установленный для водомеров, достаточно продолжительный, хотя и намного меньше, чем для приборов учета электрической энергии.
Обычно поверка счётчиков горячей воды проводится один раз в четыре года, а вот для водомеров холодной воды раз в шесть лет. Это обусловлено разным химическим составом ресурса, который влияет на износ оборудования. Но бывают приборы на горячую воду с 5- и 6-летним интервалом.

Дата поверки, её периодичность для каждого прибора (межповерочный интервал) устанавливается отдельно заводом-изготовителем при проведении определённых испытаний и прописывается в паспорте к прибору (ст. 12 ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ).
Паспорт каждого водомера содержит следующую информацию:
- о соответствии прибора учёта заявленным параметрам;
- данные о дате первичных испытаниях;
- об установленном для него межповерочном интервале;
- об условиях эксплуатации.
Приобретая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени всё равно придётся его перепроверять либо заменять.
Иногда дату следующей поверки указывают в коммунальных счетах на воду. Некоторые управляющие компании (не все) заранее звонят жильцам и напоминают, что межпроверочный интервал подходит к концу.
В ближайшее время (ориентировочно в 2020 году) запись о поверке счетчиков воды будет электронной. Такой законопроект внесен осенью 2019 года в Госдуму РФ. Инспектор будет вносить пометку о поверке сразу на сайт Росстандарта. Отследить ее можно будет онлайн через портал Госуслуг в любой момент.
Что произойдёт, если не делать поверку
Об истечении межповерочного интервала потребитель узнает из квитанции за расход воды.
Компания, поставляющая ресурс, самостоятельно изменит расчетную схему в автоматическом режиме, с учетом актуализированных данных по поверке водомера. И это законно. Основание — п. 59 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В случае истечения межповерочного интервала счетчиков холодной и горячей воды такой прибор считается вышедшим из строя. Выход счетчика из межповерочного интервала приравнивается к его отсутствию.
Расчёт в этом случае проводится исходя из среднего потребления за три месяца в этой квартире. А после трех месяцев переводится на расчет по нормативу.
Очень часто добросовестные компании сообщают своим потребителям, что у индивидуальных приборов учета скоро истечет межповерочный интервал и начисления будут производиться иным образом. Как правило, они звонят, отправляют листовки или размещают эту информацию на обратной стороне квитанции потребителя.

Однако это обстоятельство не означает, что ресурсоснабжающая (управляющая) компания обязана следить за истечением срока эксплуатации водомеров и сообщать об этом своим потребителям. Это право такой компании. А вот потребитель, в силу закона, обязан вовремя проводить поверку приборов учёта (п. 34 часть «Д» Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Истечение межповерочного интервала не отразится на потреблении воды, ее качестве и количестве. Изменится только плата за него, которая при расчете по нормативу может быть гораздо выше, чем плата за ресурс, рассчитанная по показаниям прибора учета.