Задвижки типа 30ч39р - Такси №1

Задвижки типа 30ч39р

Внимание! Задвижка чугунная 30ч39р имеет два рабочих положения: открыто и закрыто. Функция регулирования напора путем частичного перекрытия канала арматурой 30ч39р не предусмотрена.

Расшифровка обозначения 30ч39р:

  •          30 – тип изделия: задвижка;
  •          ч – материал корпуса: чугун;
  •          39 – конструкторский номер модели по справочнику ЦКБА;
  •          р – материал уплотнения: резина.

Устройство и принцип работы


Рис.2 Изображение устройства в разрезе

Конструкция задвижки состоит из:

  •          корпуса;
  •          крышки;
  •          фланцев;
  •          шпинделя;
  •          затвора в виде клина;
  •          ходовой гайки.
  •          махового колеса;

Некоторые модели предусматривают установку редуктора или электропривода.

1 – корпус; 2 – затвор; 3 – шпиндель; 4, 6, 7, 9 – уплотнение; 5 – болтовое крепление; 8 – сальник; 10 – гайка; 11 – шайба; 12 – маховик.

Рис. 3 Устройство

Корпус с закрепленной при помощи резьбовых соединений крышкой и фланцевым узлом является основной частью задвижки и содержит проходной канал.

Для изготовления корпусных элементов модели 30ч39р используется серый чугун марки СЧ20.

Внутри корпуса задвижки размещены кольцевые седла затвора, выполненные из бронзы или латуни. Функцию затвора выполняет обрезиненный клин.

Затворное устройство с обрезиненным клином перемещается при вращении шпинделя из нержавеющей стали с наружной резьбой.

Нижний конец штока в модели 30ч39р по резьбе соединен с затвором. Вверху шпиндель входит в упорную латунную гайку, размещенную на крышке корпуса.

Механизм приводится в действие вращением чугунного маховика по часовой стрелке для закрытия канала и в обратном направлении для его открытия.

Уплотнения запорной арматуры 30ч39р изготавливаются из резины и иных эластомеров.

  •  Во избежание протечек между шпинделем и корпусом прокладывается сальник.
  •  Для защиты от коррозии корпусные части задвижек покрывают эпоксидно-порошковой краской.

Особенности

Модель 30ч39р относится к запорным механизмам с невыдвижным ходовым узлом. В устройствах этого типа затвор соединен с гайкой, вращаясь шпиндель накручивается на его резьбу, вследствие чего поднимается или отпускается.

Достоинство задвижек 30ч39р:

  •          Компактность. При открытии затвора строительная высота модели 30ч39р не увеличивается. Устройство используют в подземных коммуникациях.
  •          Прочность и устойчивость к атмосферным воздействиям.
  •          Малый крутящий момент.
  •          Защита от заклинивания.

Недостатки модели 30ч39р:

  •          постоянное нахождение шпинделя внутри корпуса;
  •          невозможность доступа к штоку для технического обслуживания.
  •          рабочая среда должна быть неагрессивной и не содержать твердых частиц.

Для монтажа задвижек используется только фланцевое соединение. При установке возможно горизонтальное или вертикальное позиционирование устройства, за исключением положения маховым колесом вниз.

Характеристики

Арматура выпускается в сериях МЗВ и МЗВГ.

МЗВ рассчитаны на перегонку рабочей среды температурой от 5 до 75 °C и предназначены для перекачки холодной воды, в том числе питьевой, при рабочем давлении 1,6 и 1,0 МПа по ГОСТ 9698-86. В теплопроводах их задействуют на участках обратной подачи от теплообменника к котельной.

Модели типа МЗВГ могут перекачивать жидкость с температурными показателями от 5 до 150 °C и полноценно использоваться в системах отопления или горячего водоснабжения с рабочим давлением 1,6 МПа.

По ГОСТ 9544-2005 запорные устройства серии 30ч39р соответствуют классу герметичности «А» и не допускают протечек. Этот показатель обеспечивается специальным покрытием затвора. Малые потери определяют целесообразность использования оборудования в коммунальном водоснабжении. Полнопроходная конструкция обеспечивает сохранение напора и защиту трубопровода от гидравлического удара.

По устойчивости к температурным и влажностным атмосферным воздействиям изделия имеют климатическое исполнение УХЛ. Эксплуатация оборудования возможна при температуре окружающего воздуха от -15 до +40 °C.

Типоразмеры

Основной размерной характеристикой запорной арматуры 30ч39р является диаметр условного прохода ДУ (DN). Она определяет остальные параметры.

Рис. 4 Измеряемые габаритные размеры

Табл. 1 Размерный ряд

Монтаж

Установка запорной арматуры выполняется в доступном для обслуживания месте.

Подготовка

Доставка на объект должна исключать попадание мусора и грязи во внутреннюю полость. Перед началом монтажных работ следует убедиться в комплектности поставки, целостности корпуса и других элементов, отсутствии загрязнений, проверить работоспособность устройства. Для контроля выполняется трехкратный поворот махового колеса до упорных положений. Перемещение подвижных частей должно происходить плавно без заеданий и рывков. 

Внимание! Комплект оборудования должен поставляться с техническим паспортом. Применение задвижки без эксплуатационной документации не допускается.

Порядок установки задвижки:

  •    Промыть трубопровод.
  •    При установке задвижек массой более 16 кг закрепить оборудование при помощи стропильной системы, предотвращая его падение при опускании.

Установить задвижку на прочном основании, чтобы предотвратить воздействие ее массы и температурных расширений на трубу.

  •                   Установить запорную арматуру в трубопровод без перекосов, совмещая фланцевые отверстия, и зафиксировать при помощи болтов.

После установки запорной арматуры 30ч39р проконтролировать плавность хода движущихся механизмов, герметичность уплотнения.

  •                   По завершении монтажа выполняется контрольная проверка системы путем прогонки воды. Заслонка при этом должна находиться в полностью открытом состоянии.

До начала эксплуатации запорной арматуры 30ч39р следует опытным путем определить количество оборотов шпинделя до полного закрытия/открытия потока.

Внимание! Стропы нельзя снимать или послаблять до надежной фиксации задвижки в трубопроводе.

Эксплуатация

Запорное устройство 30ч39р должно эксплуатироваться строго по назначению.

  •  Не допускается использование затвора для дросселирования воды, превышение параметров работы, указанных в техдокументации.
  •  Перекачиваемая жидкость не должна содержать взвесей.
  •  Место установки должно быть сухим, хорошо освещенным, вентилируемым, безопасным, оборудовано страховочными системами, иметь удобные подходы.
  •  Для доступа к оборудованию, смонтированному вертикально, устанавливаются эстакады.
  •  К техобслуживанию задвижек допускается персонал, прошедший обучение и инструктаж по технике безопасности.

При износе шпинделя, гайки, затвора, следствием которого является пропуск воды в систему при закрытом положении, неполное закрытие или открытие, задвижка демонтируется и отправляется на завод-изготовитель. Демонтаж выполняет организация, заключившая договор на обслуживание.

Внимание! Проводить ремонтные работы под давлением в трубопроводе запрещено. Необходимо принять меры по полной остановке потока.

Осмотры задвижек проводятся с периодичностью, установленной эксплуатирующей организацией.

Устранение выявленной течи в арматуре 30ч39р выполняется путем:

  •  подтяжки болтов;
  •  замены прокладки.

При соблюдении правил эксплуатации, средняя наработка на отказ составляет 1500 циклов относительно устройств, перекачивающих холодную воду, 600 – горячую.