Заика так и останется заикой? Или есть эффективные методики борьбы с заиканием? - Такси №1

Заика так и останется заикой? Или есть эффективные методики борьбы с заиканием?

В медицинской литературе можно найти самые разные определения заикания. Кто-то характеризует процесс как темпо-ритмическое нарушение речи врожденного, приобретенного характера. Другие акцентируют внимание на судорожном компоненте и говорят о заикании как о расстройстве речи, развивающемся на фоне внезапного, периодического напряжения и мышечного сокращения мускулатуры одного или нескольких компонентов артикуляционного аппарата. Есть еще несколько вариаций. О чем это говорит? Можно сделать два вывода:

  • Патологический процесс до конца не изучен. Дело все еще движется и далеко от завершения. Появляются новые теории, предположения, научные позиции.
  • В этиологии, течении расстройства, а также его лечении существует немало белых пятен. Вопросы все еще остаются актуальными.

Как бы то ни было, заикание было и остается серьезной проблемой в логопедии. Согласно исследованиям ученых со всего мира, частота патологического состояния варьируется в пределах двух процентов. От семимиллиардного населения, это почти 140 миллионов человек. И речь идет лишь о развитых странах, которые ведут четкую статистику. На самом деле количество больных, скорее всего, можно смело увеличивать в несколько раз.

Болезнь в основном развивается у детей дошкольного возраста. Затем, к несчастью, сама она не проходит. Нужно специализированное лечение. И то, гарантий восстановления никто не даст. Существуют резистентные патологические процессы, которые никак не поддаются коррекции даже при плотном, профессиональном подходе.

Состояние имеет собственный код по МКБ-10: F98.5. Есть несколько синонимов патологического процесса: логоневроз, лалоневроз как самые широко используемые. Речь идет об  одном и том же. Нарушение рассматривается в качестве комплексного, психосоматического расстройства. Поскольку затрагивает оно и анатомические, функциональные структуры, и психику пациента.

Давайте поговорим, почему развивается заикание, как его выявить, лечение заикания отзывы и что делать, чтобы патология не развилась.

Механизмы развития заикания

Если говорить о патогенезе нарушения, оно развивается по такому сценарию.

  • За нормальную речь, функцию говорения, построения фраз отвечают две основные структуры. Первая расположена в височной области. Это так называемая зоне Вернике. Она регулирует восприятия чужой и воссоздание собственной внутренней речи. Вторая структура — это центр Брока. Располагается в лобной доле. Отвечает за формирование речи, логику высказываний и прочие фундаментальные особенности. В ходе заикания, поражена именно зона Брока. Она приходит в состояние гипервозбуждения. Чрезмерно интенсивные сигналы передаются и на те области головного мозга, которые регулируют двигательную активность мимических, артикуляционных структур: неба, языка, губ.
  • После передачи сигнала на двигательные центры, они тоже приходят в чрезмерное возбуждение. Передают импульс к самим мышцам, мускулатуре. Развивается конечная фаза патологического процесса.
  • Непосредственно сами мимические мышцы, мускулы неба, языка, губ приходят в хаотичное движение.

В результате, человек начинает удлинять звуки, повторять их по нескольку раз. Темп и ритм речи становится нестабильным. В основном, трудности возникают с согласными звуками.

Это основа патогенеза. Что же касается конкретных механизмов, их может быть несколько. Причем у одного и того же пациента. Если обобщить факторы становления проблемы:

Социальный механизм

Как правило, в изолированной форме не провоцирует заикания. Этот механизм касается особенностей сферы, окружения, в которой растет ребенок. Как правило, наиболее разрушительное влияние оказывают стрессовые ситуации, постоянная ругань, конфликты, наказания. И авторитарно-императивный тип воспитания в целом. Это вредно не только для поведенческой составляющей, но и для психики вообще. В том числе и в таком аспекте как развитие речевой функции молодого пациента.

Органические расстройства работы головного мозга

Патологический процесс подобного рода может быть любым. От гипоксии на фоне родовых проблем до перенесенных инфекционных болезней по типу энцефалита, менингита. Сюда же можно отнести опухолевые процессы, травмы. Интересно, что и эпилепсия порой провоцирует заикание. Причем не обязательно классическая форма с судорогами, припадками. Есть и более мягкие формы заболевания. Часто эти патологии идут рука об руку, это нужно учитывать при обследовании и обращении к врачу.

Органические расстройства функциональной активности артикуляционного аппарата

Например, врожденные нарушения структуры речевого аппарата. Пороки по типу заячьей губы, волчьего неба, даже если они были устранены в самом раннем возрасте. А уж если с лечением заболевания медлили, риски растут многократно. Встречаются и менее заметные проблемы: короткая уздечка языка, незначительные структурные изменения костей черепа, челюстей и так далее. Нужно разбираться на месте.

Особенности центральной нервной системы

Возбудимость церебральных структур у всех разная. Потому одни люди более предрасположены к заиканию, чем другие. Особенности высшей нервной деятельности проявляются в рамках темперамента, акцентуации. Потому довольно просто наперед предсказать, какова вероятность нарушения у конкретного человека. Если риски существенные, настоятельно рекомендуется придерживаться правил профилактики (о превенции речь пойдет далее).

Генетические факторы

Как ни странно, но заикание имеет четко выраженную наследственную составляющую. Это не стопроцентная гарантия того, что патология обязательно разовьется. Но риски такие на самом деле есть. Если отец, мать или старшие родственники восходящей линии страдают заиканием, вероятность повышается в несколько раз. Нужно строго следовать правилам профилактики. В несколько меньшей мере риски присутствуют, когда болеет родственник боковой ветви. Например, брат или сестра. Но определенную долю внимания состоянию уделить все же стоит. Передается ли заикание по наследству? Строго говоря — нет. Но риски — передаются от родителей к детям.

Ни один из названных механизмов не провоцирует патологический процесс сам по себе. Даже в комплексе речи о гарантии развития заикания не идет. Это всего лишь предрасполагающие факторы. Вероятность заболевания повышается. Далее, достаточно триггера, спускового механизма.

Проще говоря, заболевание имеет два аспекта: пациент предрасположен к нарушению. При определенных условиях, оно может актуализироваться или же нет.

Как было сказано, факторы часто встречаются по нескольку сразу. Например, особенности личности плюс социально обусловленные механизмы. Важно сообщить врачу-логопеду или дефектологу все сведения, которые хоть как-то относятся к ситуации. Это поможет собрать по-настоящему полный анамнез, разработать эффективную стратегию терапии патологического процесса.

Основные причины патологического процесса

Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.

  • Принадлежность к мужскому полу

Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.

  • Лабильность нервной системы

Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.

  • Психотравмы

Психотравмирующие ситуации повышают вероятность патологического состояния в несколько раз. Сюда можно отнести все, что угодно: отсутствие матери в жизненно-важный период, наказание, насилие и прочие факторы. Подобные причины развития заикания не корректируются вообще. Остается бороться с последствием. Согласно медицинской практике, удается это с переменным успехом. Нужен хороший, квалифицированный логопед-дефектолог.

  • Леворукость

Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.

  • Позднее начало речи

В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.

  • Раннее развитие навыков говорения

Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.

  • Отягощенный анамнез

О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.

  • Изоляция

В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.

  • Строгость в воспитании

Провоцирует повышенное возбуждение центральной нервной системы. Избыточно строгие, авторитарные родители (особенно токсичная мать), которые давят на свои детей, провоцируют психологические травмы. Находясь в постоянном напряжении, центральная нервная система молодого пациента не справляется с такой непосильной нагрузкой. Заикание начинается в первые несколько лет жизни. Но может развиться и позже. Строгость, императивный подход в воспитании становится тем самым триггером, спусковым механизмом развития нарушения.

  • Органические и структурные поражения головного мозга

Опухоли, воспалительные процессы, врожденные аномалии и анатомические изменения. Счет возможных состояний идет на десятки. Необходимо выявить конкретную причину и устранить ее. Это будет первый шаг на пути к коррекции речевой функции.

  • Пороки речевого аппарата

Психосоматика заикания — это комплекс процессов. Одни касаются работы головного мозга, психики. Вторые — органических расстройств. Но не всегда происходит именно так. Порой всему виной банальная неспособность нормально произносить звуки. Например, при неравномерном развитии челюстей, асимметрии лица, короткой уздечки языка, врожденных пороков развития. Тут имеет место чисто физическое нарушение. Анатомическая аномалия. Устранять ее нужно быстрее. Поскольку потом переучить ребенка на здоровый лад будет трудно.

  • Общее состояние здоровья

Психические, соматические заболевания сами по себе повышают вероятность развития патологического процесса. Но еще не гарантируют, что ребенок будет заикаться. Тут все зависит от компенсаторных факторов: социального окружения, медицинской помощи.

  • Изучение сразу нескольких языков

Билингвы более склонны к развитию заикания, что обусловлено ускоренным развитием речевой коры. Проще говоря, тело, головной мозг ребенка попросту не успевают за его социальной активностью. Потому ученые и логопеды практики настоятельно не советуют изучить с ребенком сразу два языка. Даже, если таковы социокультурные, этнические потребности родителей. Нужно дождаться необходимого момента. Хотя бы переждать первые 5-6 лет жизни.

  • Родовые травмы

Встречаются достаточно часто. В основном обусловлены ятрогенным фактором (действиями врача, акушера, среднего персонала).

  • Избыточное утомление

Особенно в ранние годы, когда центральная нервная система только-только формируется и еще не может выдержать нагрузки, которые переживают взрослые. Особенно часто подобное случается при избытке впечатлений. Например, когда ребенок идет в сад. Заикание может манифестировать в первом классе из-за резкого наращивания объемов нагрузки. За состоянием ребенка нужно внимательно наблюдать. Если что — корректировать его, что называется, «на берегу».

Механизмы заикания, причины патологии у детей дошкольного и школьного возрастов примерно одинаковые.

Развивается ли заикание у пациентов старшего возраста?

Да, взрослые тоже находятся в зоне повышенного риска. Каковы же причины становления патологического процесса:

  • Сильные стрессовые ситуации. Психотравмирующие случаи. Как правило, это не истинное заикание. Потому при достаточной работе с психотерапевтом можно справиться с расстройством и устранить его без следа.
  • Нарушения работы головного мозга. Например, старческие процессы, деменция, предеменция. Сюда же можно отнести склеротические изменения у пациентов любого возраста.