Замена ремня ГРМ
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя отвечает за правильное поступление топливной смеси в двигатель и выпуск выхлопных газов из двигателя через выхлопную систему. Вращающиеся распределительные валы, через расположенные на них эксцентрики, посредством толкателей, коромысел и штанг, открывают или закрывают клапана, обеспечивая правильную работу двигателя.
Ремень ГРМ обеспечивает соединение коленчатого вала с одним или двумя распределительными валами. Ремень ГРМ обеспечивает синхронизацию работы поршней и клапанов, поворачивая распределительный вал со скоростью точно равной половине скорости оборота коленчатого вала. Благодаря синхронизации, обеспечивается точное совпадение рабочих тактов двигателя: клапана открываются и закрываются точно при одном или другом положении поршня.
В некоторых моделях автомобилей, ремень ГРМ может также приводить в действие водяную помпу и масляный насос.
Когда менять ремень ГРМ
Замену ремня ГРМ проводят в сроки, указанные производителем автомобиля в техническом руководстве по эксплуатации. Разные автопроизводители указывают разные интервалы замены ремня ГРМ, чаще всего указаны сроки замены от 60000 км до 200000 км. Замену ремня ГРМ чаще всего проводят во время плановых ТО.
Рекомендуется регулярно осуществлять визуальный контроль состояния ремня ГРМ, хотя из-за того, что ремень скрыт кожухом, сделать это не так просто.
В случае, если во время визуального осмотра выявлен хотя бы один из этих признаков, ремень ГРМ следует срочно заменить:
- Трещины на любой из сторон ремня.
- Боковые края ремня разлохмачены.
- Зубья ремня расслаиваются, стерты или подрезаны.
- На ремне заметны потертости или следы прижога.
- На защитном кожухе или деталях контактирующих с ремнем имеются следы черной резиновой пыли.
О необходимости замены ремня ГРМ могут косвенно свидетельствовать следующие признаки в поведении автомобиля:
- Сбои системы зажигания, двигатель запускается со второго или третьего раза, либо троит, все эти проблемы могут возникнуть из-за перескакивания зубца ремня на шкиве, топливо загорается раньше или позже, чем это необходимо.
- Черный дым из выхлопной трубы, может возникать из-за ослабления ремня ГРМ, в результате чего топливо сгорает не полностью, догорая в системе выхлопа, что приводит к увеличению температуры, плавлению и разрушению катализатора.
- Нехарактерные звуки, тикающие и щелкающие звуки при работе двигателя, причем звуки усиливаются с ростом оборотов двигателя, такие звуки могут возникать при сильном износе ремня ГРМ, но такие же звуки могут возникать также из-за разрушения подшипника водяной помпы или генератора.
- Подтеки антифриза или следы масла в районе защитного кожуха ремня ГРМ, антифриз может подтекать из водяной помпы, масло из сальника коленвала, попадание масла или антифриза на ремень приведет к необходимости замены ремня, роликов и шкивов.
- Если стартер крутится, а двигатель не запускается, вполне возможно порвался ремень ГРМ.
Многие опытные автомеханики советуют менять ремень ГРМ чаще, чем указано в рекомендациях производителей: каждые 3 года при среднем пробеге автомобиля 15000 километров в год, то есть каждые 40-45 тысяч километров пробега. Свою позицию они аргументируют тем, что внезапный обрыв ремня ГРМ приведет к необходимости капитального ремонта двигателя, который стоит гораздо дороже замены ремня ГРМ.
Опытные автомеханики также советуют менять ремень в случае, если пробег автомобиля совсем небольшой, а ремню уже исполнилось 7-8 лет. Со временем эластичность резины уменьшается, ремень покрывается трещинами, что рано или поздно приведет к его обрыву и дорогостоящему ремонту двигателя. При замене ремня ГРМ часто одновременно с ним меняют водяной насос (помпу). Просто это удобно делать одновременно.