ЗВУКОРЕЖИССЕР - Такси №1

ЗВУКОРЕЖИССЕР

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно «управляют» звуком оставаясь «за кадром». Мы говорим о профессии звукорежиссера – «повелителе» звуков и «укротителе» звуковых шумов.

Звукорежиссер

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно «управляют» звуком оставаясь «за кадром». Мы говорим о профессии звукорежиссера – «повелителе» звуков и «укротителе» звуковых шумов.

Да, звукорежиссер обучение после 9 класса не выступает на эстраде, не появляется на обложках глянцевых журналов, у него нет клуба фанатов, а его фамилия, появляющаяся в титрах к фильму, вряд ли привлечет внимание зрителя. Но вот парадокс, иногда именно от профессионализма этого незаметного широкой публике специалиста зависит успех шоу-программы, ток-шоу, кинофильма или концерта популярного артиста. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье, посвященной особенностям профессии звукорежиссера.

КТО ТАКОЙ ЗВУКОРЕЖИССЕР?

Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.