Звукорежиссура в кинематографе: как создается звук в кино - Такси №1

Звукорежиссура в кинематографе: как создается звук в кино

Изобретение радио на рубеже XIX-XX веков было немыслимым потрясением для людей того времени. Никакие самые совершенные роботы, нанотехнологии и прочие чудеса современной науки даже близко не могут вызвать тот шквал народного внимания, которого удостоилось радио.

Это был настоящий прорыв. Звук можно передать по воздуху на много километров! Даже в сравнении с телефоном это было что-то невероятное.

Уже в 20е-30е годы по миру массово распространилась такая вещь, как радиовещание. Новости, которые разносились по всему миру за пару часов. Образовательные программы, даже для тех, кто не умеет читать. Лучшие музыкальные концерты прямо у тебя дома.

Люди распробовали звук. И им захотелось еще. А спрос всегда рождает предложение.

Технологии развивались. Звук становился все качественней, а новые способы его применения появлялись почти каждый месяц.

Именно в тот период и появилось такое направление деятельности, как звукорежиссура.

Что такое звукорежиссура?

Звукорежиссура – это работа по созданию и обработке звука для решения технических и творческих задач. А решает эти задачи звукорежиссер – специалист по работе с аудио.

Давайте представим что, записали мы для радио репортаж с какого-нибудь мероприятия. Два часа журналист-звукооператор писал все, что происходило вокруг него, брал интервью у встреченных им людей, описывал в микрофон, что он видит вокруг себя и наговаривал собственные мысли по поводу происходящего.

Разумеется, пускать в эфир такую длинную неотредактированную запись нельзя. Именно тут и пригодится звукорежиссер. 

Взяв исходным материал, он смонтирует из всего записанного небольшой, но максимально интересный ролик. Настроит записанные фоновые шумы и голоса людей, чтобы они не мешали друг другу. Уберет технический брак и добавит заставки и вступительные слова.

В итоге получится классический радиорепортаж, который можно смело пускать в эфир.

Фоновые звуковые шумы на профессиональном жаргоне называются – интершум. В зависимости от задачи их либо убирают с записи, либо оставляют или даже специально подкладывают на звуковую дорожку. Наличие интершума в аудио передает атмосферу места, где происходило событие.

Звукорежиссура в кино

Вместе с появлением технологий записи звуковой дорожки на пленку, профессия звукорежиссера появилась и в кино.

К тому моменту профессионалы уже давно знали, что не только музыка, но и правильно подобранные звуки могут передавать слушателю какую-то эмоцию и даже рассказывать историю без слов: «Усиливающийся хруст снега под ногами. Скрип открываемой двери. Выстрел. Короткий крик. Звук падающего тела. Хруст снега под ногами удаляется».

Но когда звук пришел в кино, звукорежиссеры вдруг обнаружили, что если сочетание звука и картинки, может дать какой-то новый третий смысл. Такой, который по отдельности не несет ни аудио, ни видео.

Так звукорежиссура стала неотъемлемой частью кино.

Именно об этом направлении работы с аудио мы и поговорим подробней.

Кино и радио не единственные отрасли, где используется звукорежиссура. Подобные специалисты требуются на телевидении, при организации концертов, спектаклей, цирковых представлений. Звукорежиссеры незаменимые участники команды любого певца, музыканта, эстрадного исполнителя. Но в любом случае навыки и обязанности у всех звукорежиссеров примерно одинаковые.

Значимость звукорежиссуры в кино

Вряд ли нужно всерьез доказывать, насколько важна для кино звукорежиссура. Даже самые первые немые фильмы людям не нравилось смотреть в полной тишине. Именно поэтому на киносеансах присутствовал какой-нибудь музыкант, аккомпанирующий на рояле во время всего просмотра.

А уж сегодня выпустить фильм совсем без звука вообще невозможно. Даже «условно немые» современные фильмы, такие как «Артист» или «Тихое место» на самом деле очень сильно полагаются на Звукорежиссуру. В «Артисте», огромный пласт информации передается через музыку, а в «Тихом месте» через фоновые шумы. Без этого аудиоряда эти фильмы воспринимались бы совсем по-другому.

Самый первый звуковой фильм

Хотя первые попытки добавить звук в кино начались еще в начале XX века, первым звуковым фильмом считается «Певец из Джаза», картина 1927 года. Именно с нее официально начинается эра звукового кино.

В этом фильме не только впервые наложили на пленку реплики персонажей и синхронизировали их с происходящим на экране, но и сразу же дозаписали в аудиодорожку и музыкальные треки. Титанический труд с учетом технических ограничений того времени.

В Советском Союзе первый звуковой фильм появился только в 1931 году. Он называется «Путевка в жизнь». Хотя для СССР того времени это был очень прорывной и современный фильм, в нем все еще много атавизмов. Диалогов мало, реплики часто звучат ненатурально, а часть информации подается через пояснительные титры. Совсем как в немом кино.

Современные звуковые фильмы

Это только на первый взгляд кажется, что развитие звука в кино давно достигло своего пика. И теперь уже некуда развиваться дальше.

Например, еще в начале века большинство звуковых дорожек для фильмов писались в стерео формате. Потому что большинство зрителей при просмотре использовали одну, максимум две колонки. Но сегодня, технологии сделали доступным эффект объемного звука (3d звук). И звукорежиссеры в кино сразу массово взяли на вооружение эту технологию, а производители программного обеспечения тут же принялись ее совершенствовать.

Профессия звукорежиссер кино

В кино звукорежиссер – начальник отдела обработки звука. Не зря в названии его профессии есть слово «режиссер». 

А это значит, что он не только сам записывает и обрабатывает звуковые дорожки, но и командует другими узкоспециализированными специалистами. В полнометражном кино, звукорежиссер всегда в команде как минимум со звукооператором, звукоинженером и композитором.

Композитор – специалист пишущий музыку. Звукооператор – записывающий звук на съемочной площадке или в студии. Звукоинженер – специалист по технической обработке звука.

Задачи и функции звукорежиссера

Список задач стоящих перед «звуковиком» в кино очень обширен, но все их можно разделить на три больших направления:

  • работа с голосами
  • работа с музыкой
  • работа с шумами

Если вы внимательно прислушаетесь к любому современному фильму, то без труда найдете в аудиоряде все три этих составляющих.

Диалоги: работа звукорежиссера с голосами

Персонажи фильмов начали говорить даже раньше, чем был изобретен звук в кино. Таблички с репликами героев можно найти во многих немых фильмах.

Ну, а уж с появлением аудио, диалоги, особенно в массовом кино, разрослись настолько, что стали занимать больше половины сценария. Дошло до того, что несколько лет назад стал набирать популярность отдельный жанр разговорного кино – мамблкор. О том, что это за жанр можно почитать в нашем отдельном материале.

Разумеется, все эти диалоги и монологи нужно как-то записывать, обрабатывать и подставлять под видео ряд. Именно этим и занимается звукорежиссер.