Facility Management
Фасилити менеджмент — это профессиональная организация и управление процессами обслуживания архитектурных построек. В зависимости от назначения объекта существует два направления данной деятельности:
- управление жилой недвижимостью;
- управление коммерческими помещениями.
Фасилити менеджмент может осуществляться в отношении всего здания в целом или его отдельных частей. Это определяется объемами возложенной ответственности и предоставленных полномочий. В обоих случаях отношения между владельцем недвижимости и FM-оператором или управляющей компанией регулируются договором обслуживания.
Область применения фасилити менеджмента:
- Пространство и инфраструктура. К данной сфере относится планирование и проектирование здания, согласование строительства и возведение объекта, аренда помещения, его ремонт, организация интерьера и уборка, а также последующая реконструкция и снос.
- Люди и организации. Например, общественное питание, IT, HR, маркетинг, бухгалтерия, прием посетителей.
В первом случае в обязанности оператора входит физическая организация пространства и управление инфраструктурой. Во втором случае деятельность связана с психологической установкой рабочих процессов и профессиональной физиологией.
Цель фасилити менеджмента заключается в эффективном управлении службами и сервисами, которые обеспечивают стабильную работу объекта недвижимости, а также удобство его арендаторов и посетителей.
Поставленные задачи могут различаться в зависимости от основного вида деятельности владельца здания. Они могут заключаться в следующем:
- поддержание всех систем коммуникаций в надлежащем состоянии и предотвращение рисков возникновения аварийных ситуаций;
- уборка помещений, территории общего пользования и прилегающих площадей;
- обеспечение поступления энергоресурсов и управление их расходованием;
- организация охранной деятельности и принятие мер безопасности;
- управление инфраструктурными сервисами.
Особенности facility management на каждом конкретном объекте определяются техническими факторами, такими как:
- качество ремонта помещения;
- тип фасада здания и напольных покрытий;
- график работы компании;
- другие показатели.
В сложных условиях современной экономики многие компании стараются сокращать объемы своих расходов. Часто это касается и затрат на эксплуатацию помещения. Но со временем ко многим руководителям приходит понимание, что качественный фасилити менеджмент не является источником дополнительных расходов, а наоборот, позволяет эффективно эксплуатировать недвижимость и при этом существенно экономить.
Поэтому многие компании заключают договора с профессиональными FM-организациями. В крупных городах России заказчиками данных услуг все чаще становятся не только владельцы коммерческой недвижимости, но и собственники жилых площадей.
В регионах РФ привлечение профессионального фасилити менеджера на сегодняшний день не настолько распространено, как в мегаполисах. Владельцы недвижимости предпочитают самостоятельно справляться с управленческими задачами. Дефицит опыта и знаний в данной сфере приводит к допущению ошибок в организации процессов эксплуатации недвижимости и, как следствие, к финансовым потерям.
Внимание! Некачественное обслуживание объекта может повлечь за собой ухудшение его характеристик. Важные элементы инфраструктуры могут утратить свою пригодность. Следствие этого — неудобство, а иногда и полная потеря возможности использования недвижимости.
Непрофессиональный подход к управлению объектом опасен снижением арендной стоимости помещений, утратой их привлекательности для покупателей, арендаторов и посетителей. Качественный фасилити менеджмент способен предупредить и предотвратить перечисленные риски с помощью постоянного обслуживания объекта, наблюдения за его состоянием и своевременного обнаружения и предотвращения возможных поломок.
Услуги в данной сфере помогают решать задачи по автоматизации зданий, повышению показателя энергоэффективности бизнеса и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Какие услуги входят в управление недвижимостью?
Facility management – это комплекс услуг по организации процессов использования и обслуживания объекта недвижимости и прилегающей к нему территории. Он включает в себя несколько направлений:
- Управление инфраструктурой. Данный набор услуг включает в себя организацию отопления здания, водоснабжения, установку и обслуживание систем канализации, вентиляции и кондиционирования. Основная задача заключается в управлении всей инфраструктурой с целью поддержания ее в надлежащем состоянии, а также в предупреждении и устранении аварийных ситуаций.
- Обеспечение пожарной и физической безопасности, осуществление контроля доступа к территории и охрана ценных объектов. Задача заключается не только в исполнении требований и пожеланий заказчика, но и в выполнении условий регуляторов, без соблюдения которых деятельность компании может быть приостановлена.
- Планирование бюджета. Данный пакет услуг включает в себя расчет бюджетных средств и затрат на эксплуатацию недвижимости. В зависимости от сферы деятельности компании и объемов бизнеса обслуживание может включать не только стандартные, но и дополнительные функции, например организацию процессов кредитования реконструкции здания и др.
- Клининг. Данная сфера включает в себя уборку помещения и вывоз мусора. Задача заключается в поддержании чистоты и порядка внутри помещений и на прилегающей территории.