Формирование команд
Необходимость формирования команды может возникать в различных ситуациях развития организации. Быстрые изменения как в политике, так и в бизнесе ставят ряд задач, связанных с командообразованием. Наиболее часто возникает запрос на формирование оперативных команд для работы в условиях ограниченного времени; сплочение топ-менеджеров с целью более результативного обмена информацией, усиления креативности и объединения усилий для достижения целей предприятия в целом; сплочение сотрудников внутри подразделения (отдела) с целью повышения эффективности управления подчиненными и повышения работоспособности подразделения; сплочение менеджеров среднего звена с целью ускорения прохождения информации, улучшения психологического климата.
В литературе можно часто встретить точку зрения, согласно которой, формирование команды – это один из уровней организационного консультирования. При этом выделяется три уровня проведения процессов формирования команд:
- 1) индивидуальное консультирование, т.е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования в организации;
- 2) непосредственно формирование команды – активное командное включение в планирование организационных изменений;
- 3) построение межкомандных взаимоотношений (в случае наличия нескольких отдельных команд в организации, консультирование направлено как на процесс формирования команд, так и на налаживание взаимосвязи между ними).
При рассмотрении проблемы формирования команды или командообразования необходимо различать понятия «развитие команды» и «командообразование».
Развитие команды – это естественный процесс, обычно происходящий без намеренного, спланированного и систематического вмешательства исследователя, и нередко длящийся годами.
Командообразование, или тимбилдинг (от англ. team building – построение команды) – термин, обычно используемый в контексте бизнеса и, применяемый к широкому диапазону действий, для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 1960–1970-е гг. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командообразование является важным фактором, обеспечивающим лучшее качество услуг и в то же время сохраняющим здоровую конкуренцию. Опросы компаний о причинах внедрения командной организации труда свидетельствуют о том, что она способствует повышению качества и увеличению производительности труда, уменьшает эксплуатационные расходы, способствует удовлетворенности работой, улучшает процесс принятия решений и связи внутри организации, максимально реализует умственные способности, творческий потенциал и ответственность каждого сотрудника.
В психологии под командообразованием понимается процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации.
К составляющим процесса командообразования относятся следующие.
- 1. формирование команды в организации и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:
- – гармонизация общей цели с персональными целями;
- – принятие ответственности за результат команды;
- – ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи;
- – конструктивное взаимодействие и самоуправление;
- – принятие единого командного решения и его согласование с членами команды.
- 2. Формирование командного духа (team spirit), т.е. совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, но сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:
- – усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «Мы»;
- – развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга;
- – создание мотивация на совместную деятельность;
- – создание опыта высокоэффективных совместных действий;
- – повышение неформального авторитета руководителей;
- – развитие лояльности участников программы по отношению к организации.
- 3. Формирование команды (teambuilding) – механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:
- – эффективное использование сильных сторон состава команды;
- – распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
- – формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
- – создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
- – налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.
В сфере управления персоналом под термином «командообразование» понимают короткое (от двух часов до трех дней) мероприятие по улучшению работы в команде: корпоративные программы, веревочные курсы, корпоративные праздники. Косвенно под категорию мероприятий, которые приводят к эффекту командообразования, относятся также празднование Дня рождения сотрудников, Дня рождения компании, Нового года. Одним из эффектов таких мероприятий становится общая сплоченность коллектива, что является составляющей работы с командным духом.
Обычно командообразование проводится после организационной диагностики, аттестации или оценки персонала в организации и является своеобразным этапом в рамках консультирования по организационному развитию. В этом случае командообразование может проходить по трем направлениям:
- 1) формирование высокоэффективных команд на основе данных аттестации или оценки персонала;
- 2) подбор соответствующего персонала и комплектование существующих команд согласно информации, полученной в ходе организационной диагностики, аттестации или оценки персонала, с учетом знаний, умений, навыков и способности работать в команде;
- 3) переформирование и перестраивание имеющихся команд на основе данных организационной диагностики, аттестации или оценки персонала с целью достижения максимальной эффективности.
По мнению отечественных психологов-практиков, можно выделить несколько наиболее востребованных направлений деятельности в области командообразования:
- – комплектование команд, подбор отдельных «исполнителей» с учетом общекомандного контекста;
- – формирование командного духа (задача командной сыгровки), улучшения взаимопонимания;
- – оценка (диагностика) целевых групп с точки зрения их соответствия понятию «команда»;
- – практические задачи по подбору и подготовке лидеров команд и создание организационной среды, отвечающей принципам командного способа работы.
При формировании команды необходимо определить назначение (миссию команды), сформулировать ее цели, поставить задачи, определить роли в команде и выработать групповые нормы.