Как написать текст: инструкция для начинающих авторов - Такси №1

Как написать текст: инструкция для начинающих авторов

Шаг 1: Продумать структуру и написать тезисный план текста

Некоторые авторы текстов начинают работу сразу с написания черновика, минуя подготовительный этап и проработку структуры. Такой подход оправдает себя, только если вы уже хорошо знакомы с темой и пишете тексты не первый год.

Чтобы понять, какой должна быть структура текста, просмотрите несколько страниц из топа поисковой выдачи — что у них в заголовках, на какие структурные элементы разделен текст. После этого попробуйте придумать что-то свое, стараясь сделать структуру полнее, понятнее и интереснее, чем у конкурентов.

Если вы не пропустили подготовительный этап, то примерная структура будущего текста у вас уже видна. Осталось только расставить пункты в нужной последовательности, придумать заголовки, усилить слабые места и добавить недостающие главы.

Вот так выглядела структура этого текста до написания первого черновика

Вот так выглядела структура этого текста до написания первого черновика

Структура должна быть:

Одноуровневой. Когда в тексте много пунктов, подпунктов и сносок, читателю сложнее сосредоточиться и уловить суть повествования. О том, как и зачем избавляться от вложенной структуры читайте в заметке Максима Ильяхова «Вложенная структура — атата».

Понятной. Идеально — когда по названиям пунктов можно понять, о чем этот текст. Постарайтесь не использовать метафоричные и непонятные заголовков. Они путают читателей и мешают быстрому пониманию текста.

Например, мы готовим статью на тему: «Как найти целевую аудиторию». Пишем заголовки:

Плохо

Свет мой, зеркальце, скажи…    

На зарядку становись

Ты неси меня река

Нормально

Сбор и сегментация целевой аудитории

Куда направлять собранную аудиторию

Что делать дальше

Логичной и последовательной. Все заголовки разделов должны соответствовать основной цели текста и быть расположены в логической последовательности. Например, не стоит в рецептах блюд сначала писать о подаче блюда, потом о необходимых девайсах, а вперемешку с процессом приготовления добавлять историю его возникновения и список продуктов.

В мире читателя. Стройте повествование не вокруг свойств продукта или явления, а вокруг человеческих ситуаций. Читателю будет проще сориентироваться в тексте и найти важную для себя информацию.

Рассказываем, как выбрать пряжу для вязания спицами:

Плохо

Шерсть

Акрил

Хлопок

Полиэстер

Нормально

Для детских вещей

Для домашнего текстиля

Для летних вещей

Для зимних вещей

Обе структуры логичные, но одна из них формальная, а вторая — полезная и понятная для читателя.

Когда структура готова, можно распределять тезисы по пунктам. С этого момента уже становится понятно — как будет выглядеть текст в конце работы.

Записывайте все так, чтобы вам было комфортно работать дальше над текстом. Не загоняйте себя в рамки

Записывайте все так, чтобы вам было комфортно работать дальше над текстом. Не загоняйте себя в рамки

В некоторых случаях авторы сразу переходят к написанию тезисного плана или даже первого черновика. Прорабатывать структуру можно и во время редактуры.

Шпаргалка:

  • Продумайте структуру будущего текста
  • Она должна быть одноуровневая, понятная, логичная, последовательная, в мире читателя

Шаг 2: Написать первый черновик

Если вы не пропустили предыдущий этап работы, то для того, чтобы создать текст первого черновика вам просто нужно дописать вводные и объединить тезисы в связный текст.

Если после сбора информации вы сразу же приступили к работе над текстом, просто последовательно пишите все, что вам известно по теме. Чтобы сэкономить время и не потерять мысль, не задумывайтесь над формой: опечатками, повторами, ошибками, неверным построением предложений. От них вы избавитесь на этапе редактуры.

Во время написания черновика некоторые авторы отключают интернет, чтобы не было соблазна отвлечься и погрязнуть в проверке почты или ленте социальных сетей. Если какой-то информации явно не хватает, сделайте себе пометку цветом или комментарием и оставьте этот фрагмент до этапа редактуры.

Комментарием выделена недостающая ссылка, а желтым маркером — информация

Комментарием выделена недостающая ссылка, а желтым маркером — информация

Тот текст, который у вас получился на этом этапе, еще сырой. Не стоит сразу его показывать клиенту, если вы предварительно не договорились об этом.

Но бывают случаи, когда показать черновик клиенту нужно:

  • Если он требует постоянного отчета о проделанной работе
  • Если клиент — профессионал и может посоветовать что-то дельное
  • Если текст сложный, и вы не уверены, что правильно поняли задачу

Вовремя обнаруженные ошибки или недопонимание облегчают согласование окончательного варианта и уменьшают временные затраты на внесение правок.

Шпаргалка:

  • Не задумывайтесь над формулировками
  • Не пытайтесь писать без ошибок
  • Не отвлекайтесь в процессе
  • Не показывайте этот черновик клиенту без необходимости

Шаг 3: Отредактировать черновик — работа над смыслом

Дайте первому черновику отлежаться хотя бы один час, прежде чем приступите к его редактированию. Вы немного отдохнете от него и отвлечетесь, что позволит заметить вам больше неточностей и слабых мест в тексте.

Если у вас нет даже 60 минут, чтобы отвлечься от текста:

  • Скопируйте его в любой сервис для проверки технических характеристик текста с возможностью редактирования (например, в «Главред» или «Орфограммку»)
  • Смените фон страницы, размер, цвет или начертание шрифта
  • Пересядьте за устройство с другой диагональю экрана

Такие манипуляции помогут немного отстраниться от текста и увидеть его свежим взглядом.

В этот подход редактуры не обращайте внимание на опечатки и ошибки, к ним вы вернетесь на следующих этапах. Попробуйте полностью погрузиться в смысл написанного. Удаляйте и переставляйте любые фрагменты текста. Следите за тем, чтобы при перестановке отдельных предложений и абзацев у вас не ломалась логика повествования.

Ваша главная задача на этом этапе — улучшение структуры текста. Переставляйте местами предложения, абзацы и целые разделы текста, чтобы сделать его структуру максимально линейной и понятной читателю.