Как правильно выбрать типографию: полезные советы
Организации, работа которых связана с потреблением услуг типографий, не раз пожинали плоды недобросовестности руководства и работников типографий. Иногда фирмы вынуждены списывать огромные количества испорченной продукции, самостоятельно пытаться переделать, отправлять обратно бракованный товар, который выдавался за качественную печать, и все равно не принимался назад и не обменивался.
Сначала кажется, что типографии умышленно создают препятствия тем, кто неточно описывает заказ, невнимательно изучает договор перед подписанием и не досконально проверяет готовый тираж. Затем, после ряда бракованных тиражей и просроченных заказов, проясняются некоторые ключевые моменты. Существует примерная схема действий, которая дает какие-то гарантии получить приемлемый результат.
• Необходимо найти 1-2 типографии, которые на самом деле изготавливают качественную печать.
На сегодняшний день большинство организаций, занимающихся печатью, или вообще не имеют собственного оборудования, или располагают минимальным комплектом устройств для печати. Обычно это 1 или 2 цифровые машины, гильотина и отдел дизайнеров, которые никак не связаны с производством. При этом офсетная и широкоформатная печать передаются специализированным организациям по договору аутсорсинга.
• Сегодня выгоднее и удобнее пользоваться услугами типографий, имеющих собственное производство. Обратившись в рекламное агентство, организация сталкивается с посредником, который наживается и на производителе, и на заказчике. Преимущество рекламных агентств – умение грамотно и привлекательно преподнести услуги типографий.
• Необходимо искать типографию, имеющую собственный цех. То есть типография в Тольятти не должна иметь большие затраты на оплату и аренды и включать их в стоимость своих услуг.
• Особого внимания заслуживают типографии, находящиеся в Подмосковье, до которых можно легко и быстро добраться вечером без пробок, вместо того, чтобы по несколько часов стоять в пробках, пытаясь попасть в центр. Сегодня часто крупные организации переносят свои склады и производства в Подмосковье.
• Типография должна иметь небольшой штат сотрудников, что также благоприятно сказывается на затратах.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: разные заказы лучше доверять разным типографиям. То есть, офсет можно заказать в одной фирме, а, например, печать на футболках – в другой. Иногда получается, что благодаря дисконтной программе намного дешевле воспользоваться услугами типографии из другого региона, чем московской, даже оплатив доставку. А заказывать печать плакатов удобно в рекламно-производственных агентствах, имеющих широкоформатные плоттеры.
Первый шаг при выборе типографии – это поиск справочника предприятий. Можно воспользоваться ДубльГИС, искать справочную информацию через поисковые системы в интернете. Здесь, скорее всего, будут часто встречаться фирмы-сателлиты с одним и тем же оборудованием. Другой способ найти подходящую типографию: создать запрос на специализированном принтфоруме (бирже типографий) и ждать предложений.
Собрав полтора десятка потенциальных исполнителей, нужно сравнить их цены, предложив рассчитать всем одинаковый типовой заказ. Предложение может выглядеть следующим образом: «Добрый день! Просим посчитать стоимость печати 500 полноцветных каталогов форматом А4, на глянцевой мелованной бумаге, при плотности 115 грамм на метр». Остается лишь сравнить цифры. На сегодняшний день цена такого заказа составляет в разных регионах от 20 до 35 тысяч рублей. Если предложенные цены выше, стоит продолжить поиск, если ниже, то, скорее всего, качество печати оставит желать лучшего или имеет место демпинг.ПО ТЕМЕ
На этом этапе нужно исключить организации, если возникают сомнения в адекватности их сотрудников. Главное в работе с типографией – не стоимость работ и оборудование, а люди. Квалифицированные исполнители всегда хорошо выполняют свою работу. Половина успеха – это грамотное руководство, вторая половина – исполнитель. Типографии, ориентированные на клиента, определяются на этапе телефонных переговоров. Экономия в несколько процентов от цены малозначима по сравнению с возможными рисками.
Следующим этапом нужно рассмотреть месторасположение кандидатов. При наличии срочных заказов нужно будет ездить в типографию. В результате из 15 кандидатов останется 3-5 наиболее подходящих, из которых нужно будет выбирать.
Цветопроба
Это важный этап при отборе кандидатов. Необходимо каждому из оставшихся потенциальных исполнителей отправить макет с просьбой выполнить цветопробу. Далее нужно оценить качество цвета. Если есть образец (например, каталог эталонов), то нужно сравнить с ним. Если нет, то цвет оценивается зрительно. Для рекламных материалов незначительное отклонение в цвете не страшно, а, например, для компонентов игры имеет большое значение. Поэтому обязательно нужно сравнивать с образцом.
При оценке цветопробы необходимо обратить внимание, насколько равномерна заливка листа, есть ли пятна, линии, градиент или другие недостатки. Пробник необходимо смять, приложить к различным поверхностям и предметам, потереть. Бывают случаи, что краска легко облазит, а исполнитель считает, что имеет право изготавливать бракованную продукцию, так как заказчик подписал договор, не имея представления о качестве бумаги. В то же время существуют типографии, качество печатной продукции которых остается высоким при каждом исполнении заказа.
Заключение договора
Здесь также существуют некоторые нюансы:
• Некоторые типографии не заключают договора при работе с заказами до 2 тысяч рублей, даже при наличии множества небольших разовых заказов в таком ценовом диапазоне.
• Зачастую типографии предлагают типовой договор, который, по сути, не предусматривает никаких обязанностей сторон. Или еще более худший вариант – условия договора делают типографию всегда правой, а заказчика виновным, даже в случае изготовления брака.
• В договоре невозможно учесть все особенности и детали, документ, состоящий из 20 страниц, трудно изучить и еще сложнее подписать. Поэтому нужно убедиться в том, что представитель типографии адекватный человек и в случае обнаружения брака примет его обратно, даже если это не прописано договором. С такими исполнителями стоит работать.
Стоит знать, что работа типографий регулируется ГОСТом, если конкретные условия не указаны в договоре. Если, например, на словах была обещана вырубка до 2 мм, а по факту получилась 3-4, для заказчика это брак, а для типографии это в пределах стандарта.
Очень частая проблема при работе с типографиями – срыв сроков, поэтому этот пункт обязательно должен быть прописан в договоре. И дополнительно – штрафы за несоблюдение сроков. Еще один нюанс: разница сроков окончания печати и поставки, в договоре может быть прописан первый срок, а поставка будет осуществлена только через неделю. Лучше описать процедуру поставки полностью и подробно. Иногда в договоре могут встречаться на первый взгляд случайные описки, перепутанные списки, части, ссылки на несуществующие пункты.
Запуск тиража
Перед тем как запустить тираж, нужно уточнить, все ли в порядке с макетами. Часто возникают проблемы при конвертации цветов и форматов. Ответственные работники хорошей типографии сами проверяют макет перед запуском в печать и исправляют недочеты или сообщают о них заказчику.
Заказчик тоже должен подстраховаться и повысить степень ответственности – напечатать на принтере образец и подписать его. Передача такого образца в типографию поможет снизить риск возникновения проблем.
Обязательно нужно присутствовать на приладке офсета. Приладка при печати в типографии – это то же самое, что калибровка любого оборудования в производстве. При заказе 5 тысяч экземпляров типография печатает 5,2-5,3 тысячи. Первые 200-300 – пробные. Заказчик может стоять и сам следить за качеством печати этих листов, выявить брак. Часто происходит примерно следующее: все листы печатаются желтыми, а один с зеленоватым оттенком в каком-либо углу. Работники типографии не считают это браком, в то время как для заказчика это недопустимо.
Приемка готового тиража
На приемку тиража должен ехать разбирающийся в его качестве сотрудник: либо сам заказчик, либо дизайнер, разработавший образец, знающий его досконально. Курьер в этом случае легко может привезти бракованную продукцию. Принимая коробки с бумагой, нужно обязательно посмотреть экземпляры в начале, в середине и в конце тиража, определить наличие брака. В середине печати тиража могло быть дозаправлено краской оборудование, мог сдвинуться нож, многое зависит от конкретного исполнителя, ответственного за тираж.
Если брак обнаружен в начале пачки, это могут быть отладочные экземпляры, которые вложили вместе с основными. Нужно пересчитать листы. Это делается либо с помощью точных весов, либо линейкой, если известна толщина стопки-эталона.
Кроме того, брак может возникнуть и по вине заказчика: случаются опечатки в длинных заголовках, путаются реквизиты, отправляется не тот макет. Как было отмечено выше, во избежание таких проблем нужно печатать пробный образец и подписывать.
Одна из самых частых проблем – различия в цвете разных тиражей. Причиной может быть использование разной бумаги, печать на разном оборудовании, ошибки в настройках. Иногда цвет тиража отличается от цветопробы. Во избежание таких проблем нужно обязательно отправлять образец или прототип. Иначе типография может начать печатать без утверждения пробного экземпляра.
Методы цифровой и офсетной печати каталогов: различия по цене, срокам и способам изготовленияКаталог – это способ упорядочения информации, имеющий вид иллюстрированного многополосного издания, выпускаемого разово. Каталог должно быть удобно читать и просматривать. Информация о товарах и услугах в каталоге должна быть важной, четко изложенной.
Отличие каталога от других изданий в том, что он должен действовать на потенциального клиента целенаправленно, привлекать внимание будущих покупателей, побуждать воспользоваться описанными услугами или купить описываемый товар. Чтобы клиент много раз хотел просмотреть каталог, его иллюстрации не должны отличаться от вида настоящего товара. Ввиду этого при печати каталога высокие требования предъявляются к четкости печати и точности цветопередачи. Эта цель может быть достигнута при использовании цифровой или офсетной печати.