Как реагировать на оскорбления и вести себя в конфликте
С оскорблениями в том или ином виде сталкивается каждый. Это может быть открытый негатив или завуалированные унижения, понижающие самооценку.
Вне зависимости от формулировки, они наносят немалый вред нашей психике и сводят на нет веру в добрые человеческие отношения. Чтобы сберечь свое самоуважение, нужно уметь правильно реагировать на агрессию.
Пресечь ее на корню можно, разобравшись, почему человек стремится обидеть и унизить других.
Для кого характерно агрессивное поведение?
Существует несколько категорий людей, находящих весомые причины для оскорблений:
- Неуверенные. Закомплексованные люди, желающие превознести себя над окружающими, часто опускаются до психологических издевательств. Реагируя таким образом, они маскируют личные комплексы, самоутверждаются в собственных глазах и понижают самооценку собеседника.
- Неуравновешенные. Эта группа людей отличается удивительной способностью находить повод для оскорблений в любой спорной ситуации. Агрессируя, они не допускают даже мысли о возможности деликатного разъяснения проблемы. Им гораздо проще унизить, нежели попробовать аргументировано донести свою точку зрения.
- Незрелые. К этой категории, по большей части, относятся малограмотные подростки. Но в некоторых случаях ее пополняют и отказывающиеся взрослеть и развиваться взрослые. Их словарный запас настолько беден, что оскорбление остается самым простым способом реагировать на действия окружающих.
- Неудачливые. Чувствуя слабость и несостоятельность, они выплескивают на абсолютно невинных людей свою злобу и агрессию, не задумываясь, что все эти эмоции возникают от неудовлетворенности собственной жизнью.
- Страдальцы. Как бы ни складывалась их повседневность, эти люди всегда найдут о чем поплакать. Их могут расстроить малейшие неурядицы, не имеющие никакого значения. Истощая свой энергетический заряд, страдальцы испытывают потребность «подзарядиться». Эти люди умеют тщательно маскировать агрессию. На собеседников они реагируют не просто нецензурной бранью, а изощренными оскорблениями, оставляющими неизгладимый след.
Вне зависимости от причин, спровоцировавших конфликтную ситуацию, нужно уметь грамотно реагировать на происходящее. Правильный подход позволит пресечь оскорбления на корню и не даст агрессору получить нужные ему эмоции. Иначе ответная реакция на унижения может понравиться обидчику и регулярные издевки попросту войдут в привычку.
Как правильно реагировать на оскорбления: советы психолога
К сожалению, большинство людей считают игнорирование обидчика лучшей реакцией. Однако на практике этот прием имеет негативную тенденцию: чувствуя безнаказанность, агрессор продолжает унижать окружающих. Чтобы не становиться «грушей для битья», нужно правильно реагировать на негатив, учитывая особенности конкретной ситуации, а также личные отношения с вредителем.
Психологи разработали рекомендации, объясняющие, Как реагировать на агрессию и оскорбления из уст разных людей:
- Если агрессором является начальник или коллега по работе, нельзя делать вид, что ничего не произошло. Чтобы прекратить конфликт, нужно попросить сотрудника соблюдать субординацию, напомнить ему о рабочей этике и попросить не переходить обозначенные ею границы. В противном случае можно сослаться на статью конституции, предполагающую административное наказание на оскорбления.
- Часто в роли обидчика выступают родственники. Реагировать на нападки представителей из круга семьи нужно предельно спокойно. При возможности — сократить общение (когда обидчик — муж троюродной сестры), в противном случае (когда обижают родители, супруги или дети) важно вместе разобраться в ситуации, донести до оскорбляющего, что его слова сильно ранят и найти компромисс, устраивающий обе стороны.
- На нападки близких друзей нужно реагировать особенно осторожно. В первую очередь, важно выяснить, чего именно хотел добиться агрессор и объяснить ему, что отстаивание собственной позиции путем унижений не позволит ему получить нужный результат, а наоборот, может разрушить дружбу.
- Когда источником негатива являются далекие знакомые или вовсе посторонние личности, не стоит ввязываться в перепалку. Нужно напомнить себе о том, что такой человек играет короткую, промежуточную роль в вашей жизни, у него нет никакого права каким-либо образом оценивать вашу внешность или поведение. И уж тем более, сообщать вам о своих умозаключениях. Реагировать на оскорбления, звучащие из уст таких особей, можно только с юмором.
- В современном обществе все привыкли к ситуациям, когда в роли агрессора выступают госработники. Рано или поздно каждый сталкивается с необходимостью решать вопросы с представителями государственных гражданских служащих. Адекватно реагировать на оскорбления с их стороны довольно сложно, ведь эти люди получают зарплату из бюджета, то есть из оплаченных вами налогов. Их должностные полномочия просто не допускают унижения и оценки деятельности клиентов. Бороться с негативом в этом случае поможет не психология, а закон. Для этого нужно напомнить обидчику, что он не вправе оскорблять посетителей, а при отсутствии должной реакции — жаловаться в вышестоящие инстанции.
Психологи категорически не рекомендуют агрессивно реагировать на оскорбления. Поддаваясь манипуляции, вы опускаетесь на уровень обидчика, чем только усугубляете ситуацию. Если после всего сказанного конфликт и будет разрешен, осадок после него останется на всю жизнь.
Столкнувшись с оскорблениями, нужно помнить, что лучшей реакцией на раздражитель будет спокойствие. Поставить человека на место можно и цивилизованным путем. Разобравшись в причинах произошедшего, вы получите шанс сохранить нормальные отношения.