Народная резьба по дереву
Народная резьба по дереву
Одна из главных черт народного искусства—любовь к декоративности, нарядности, сказочности. При этом любая вещь — от архитектурного сооружения до ложки,— как бы ни был богат украшающий ее орнамент, не теряет своего функционального и конструктивного смысла. В основном выполняется резьба по дереву под заказ.
Основу экспозиции составляет крестьянская архитектурная резьба, лучшие образцы которой были созданы в XIX веке в деревнях Нижегородской и ближайших к ней губерний. Эта резьба обычно и называется нижегородской — по месту распространения, глухой или долбленой — по технике исполнения и корабельной — по схожести с резьбой на волжских судах.
Сама традиция украшения домов резьбой существовала еще в Древней Руси. Недаром Стоглавый Собор в 1551 году порицал христиан за то, что над вратами домов поставлялись «звери и змии и неверные храбрые мужи».
Рыбалка ценилась одинаково, что во времена Древней Руси, что в настоящие дни. Совершенно новые подходы к рыбалке появились сравнительно недавно, однако большинство рыбаков применяют все тот же дедовский способ. Рыбалка на Ямале отличное место для рыбаков желающих испытать свою удачу и насладиться окружающей природой.
На крестьянских домах резьба располагалась в строго определенных местах, не лишая постройку ее архитектоничности. В экспозиции имеются все основные части изб, украшавшиеся резьбой. Это лобовые, или «красные», доски, отделявшие фронтон от сруба, крылья, или причелины, обрамлявшие фронтон, подкрылки, закрывавшие торцы верхних венцов сруба, «слухи» — чердачные окна и нарядные «красные» окна и ворота. Для каждого из этих архитектурных элементов была характерна своя устоявшаяся художественная композиция. Так, длинные горизонтальные лобовые доски украшает ритмично изгибающийся стебель с пышными листьями и цветами-розетками. На наличники «красных» окон навешиваются ставни, обычно лишенные резьбы. Над окном устанавливается широкая, богато орнаментированная доска — очелье (от слова «чело») и карниз- навершие. Еще одна резная доска с более простым орнаментом располагается под окном. Более богато украшались окна светлицы, находившейся в верхней части дома. Наличник светличного окна, помещавшийся в середине фронтона, оказывался, таким образом, композиционным центром всего убранства дома. Резное очелье таких наличников опирается на витые колонки или балясинки и обычно украшено сверху треугольным фронтоном. Эта композиция могла быть навеяна архитектурными формами стиля ампир. А вот над одним из наличников, украшенным густым растительным орнаментом, резчик поместил уже знакомый солярный знак — полу- розетку с расходящимися лучами.