Архетипы, разобрался, как этим пользоваться
Архетипы – это бессознательные паттерны, глубинные мотиваторы, определяющие мышление и поведение человека.
Корни теории архетипов уходит в античность, однако архетип, как научное понятие ввёл всем нам известный Карл Юнг.
Для того, чтобы лучше разобраться в архетипах, как явлении, стоит вспомнить, что такое сознательное и бессознательное.
На сегодняшний день самым популярным классификатором архетипов является модель Пиррсон-Марра, названная именами авторов: Кэрон Пирсона и Хью Марру.
Там 12 архетипов:
- Sage – мудрец
- Innocent – невинный
- Hero – герой Regular
- Guy – простак
- Caregiver – опекун
- Creator – создатель
- Explorer – исследователь
- Rebel – бунтарь
- Lover – возлюбленный
- Ruler – правитель
- Jester – шут
- Magician – маг
У каждого человека есть доминирующий архетип, и один, два менее выраженных, но в тоже время участвующих в его конструкции бессознательного.
Важно разобраться, что лежит в основе каждого архетипа и как это (теорию архетипов) можно применять на практике.
Для удобства пользования, описание архитипов надеюсь, это будет полезно и вам, я упорядочил информацию об архетипах вот в такую таблицу, чтобы было понятно, что лежит в основе каждого архетипа:
Теперь о практическом применении архетипов
Архетипы могут быть полезными:
- в определении своих целевых клиентов и пользователей
- в разработке продуктов
- в построении бренда компании / продукта
- в определении коммуникаций со своими клиентами, пользователями, и другими стейкхолдерами.
Для первой задачи пользуйтесь вышеприведённой таблицей, для 3х следующих рекомендации ниже, отдельно для каждого архетипа:
Sage – мудрец
Примеры брендов: Google, Audi, Intel…
Чем руководствоваться при разработке продуктов: в технологических сферах продукта быть на шаг впереди конкурентов, либо предлагать те технологии, которых ещё нет в продуктах конкурентов, либо более высокие значения привычных характеристик за счёт новых технологических подходов, использовать больше собственных разработок, желательно защищённых патентами.
Какие ценности закладывать бренд: номер 1 в своём сегменте, экспертность, трендсетерство.
Как коммуницировать с клиентами / пользователями архетипа: обучать, делиться знаниями, транслировать правду, фокус на рациональность, демонстрировать отзывы и сертификаты, заставлять думать
Innocent – невинный
Примеры брендов: Coca-Cola, Women’Secret, Dove…
Чем руководствоваться при разработке продуктов: Использовать натуральные материалы, избегать токсичных компонентов, включать продукты переработки, делать ставку на экологичность, простые формы, простые интерфейсы, не допускать излишеств, продукт должен нести радость ежедневного пользования.
Какие ценности закладывать бренд: честность, оптимизм, простота, лёгкость, беззаботность, открытость.
Как коммуницировать с клиентами / пользователями архетипа: через трогательные истории, обращение к фундаментальным ценностям, естественности, бодипозитив.